Спецрепортаж: 55 лет назад первые троллейбусы вышли на маршруты Владивостока. Видеорепортаж Максима Каленника

Ивану Васильевичу Танких уже почти 80. Но памятной и значимой для Владивостока зимой 65-го ему было всего 24. Ранним утром 29 января впервые на всем пространстве от Омска и до берегов Тихого океана именно он и еще несколько его коллег открыли движение троллейбусов от кольца Центрального парка культуры и отдыха до остановки Поселок Рыбак.

Иван Васильевич лишь однажды поменял профессию. И в этом Никита Хрущев виноват. В начале 60х наш герой работал в Торговом порту, но увидел в газете объявление о наборе желающих в группу водителей троллейбуса. Захватывающий период своей истории Владивосток тогда переживал. Руководитель Советского Союза провозгласил — жемчужина Золотого Рога будет лучше, чем Сан-Франциско. Так и появился грандиозный проект «Большой Владивосток». Принимали его на всесоюзном уровне. Город превратился в одну большую стройку.

Тридцать пять лет он троллейбусу посвятил. Иван Васильевич и сейчас все помнит. Вся молодость в депо на Иртышской прошла. Но воспоминания тех лет сейчас сопровождают слезы. Ведь именно он сел за руль первого на всем Дальнем Востоке троллейбуса. Это было 29 января 65-го.

Иван Танков, водитель первого троллейбуса Владивостока: «Романюк Иван, Позюк Иван, Коробкин Владимир, Беланов, Березняков, Гильдзун Алексей, Рыбаченко, но его уже три года как нет».

Первую десятку своих коллег он помнит до сих пор. На всем Дальнем Востоке тогда троллейбус был чудом неведомым. И ближайшим городом, где уже освоили этот вид транспорта тогда был Омск. На улицах этого сибирского города они проходили стажировку перед открытием движения во Владивостоке.

Маршрут номер один! Пятнадцать троллейбусов модели ЗИУ-5 тогда открывали движение. От кольца у Центрального парка культуры и отдыха, сейчас это Покровский, до поселка Рыбак. Сейчас это Постышева.

Иван Танков, водитель первого троллейбуса Владивостока: «Там торговый базар был и рыбу продавали. Троллейбус первый пошел, экскурсии были, детей возили».

- А с женой не в троллейбусе познакомились? - Да! У нас столовая была в депо и она приходила обедать к нам.

Они и сейчас вместе. Ему было 26, а ей 19. И эта история необычно продолжилась. Решил тогда уже молодой водитель троллейбуса Иван помочь своему коллеге, тоже Ивану, найти комнату для проживания. Искали по соседству с депо, на улице Каменогорской. На карте города её давно уже нет.

Иван Танков, водитель первого троллейбуса Владивостока: «Такая девочка вышла на крыльцо с женщиной, а я говорю- зять вам не нужен?! Ей еще рано! А в результате зятем я оказался».

Нина Танкова, супруга: «А что эта за история, что вы из ЗАГСА на троллейбусе ехали?! Дождь шел, мы вышли и дошли до троллейбуса. Поехали на троллейбусе, и мы с удовольствием на нем поехали и все нас поздравляли, свидетели были.

Я своей говорю, Ниночка, поехали на троллейбусе. Мол, бесплатно нас провезут! Нас и провезли бесплатно.

Владивосток развивал троллейбус с размахом. В год его запуска, уже летом, самый первый маршрут продлили до 14 километра гострассы и открыли еще один - с горпарка до Кутузова. В 67-м этот же маршрут продлили, внимание, до Спортивной Гавани, но в 82-м, чтобы разгрузить перекрестки в центре города от пересечения трамвайных и троллейбусных проводов, разворотное кольцо сделали на Фокина. Кстати, в этом же году троллейбус добрался до завода «Варяг» и автовокзала. За пять лет до этого ветку до фуникулера дотянули, а к 125-му дню рождения Владивостока он в пригород - на Океанскую поехал. Владивостокский маршрут номер 6 по своей протяженности стал вторым во всем Союзе. 27 лет Иван Васильевич вдоль проводов по городу колесил, а потом ушел в наставники, молодежь учил.

Иван Танков, водитель первого троллейбуса Владивостока: «Я смотрю вы в женском коллективе тут, вас любили они видимо, любимчиком были?! Не задавай такой вопрос при жене!».

Нина Танкова, супруга: «А в депо он меня не перетащил, наверное, там своих невест много было. Я не ревновала, но лучше всего, когда муж сам себе работает, а жена сама себе. У нас был троллейбусный период, а не букетно-конфетный. Он из-за меня как-то выговор получил. Я стояла возле кабины и щебетала. Кто-то из начальства зашел, увидел и всё».

Сложную историю переживает владивостокский троллейбус. К его 55-летию в депо и двадцати машин не наберется. А когда-то их ставить было негде - более семидесяти. Трудягу-троллейбус чиновники прошлых лет отблагодарили весьма странно - почти полным уничтожением маршрутов. К нашему дню их всего два на весь город осталось. И даже раритетных ЗИУ-5 ни одного не осталось, не уберегли на память. Но между собой ветераны депо продолжают общаться. На следующей неделе они вновь соберутся, чтобы вспомнить о былой славе владивостокского троллейбуса.

Иван Танков, водитель первого троллейбуса Владивостока: «В 5.30 первый троллейбус выходил и до поздна, до 23.30. А в праздничные и до двух ночи возили гулящих пассажиров, гулящие всегда были, праздничные».

Рассказывай, все в порядке?! В порядке, отлично, тогда чай пьем. Прожили жизнь хорошо, сына вырастили, дочь вырастили, сын тоже в троллейбусном работал.

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Ваша оценка данного материала

Комментировать:

*ВНИМАНИЕ! В комментариях на сайте vestiprim.ru запрещено размещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, нецензурные слова, оскорбления в адрес кого-либо. Запрещено размещать информацию, способствующую разжиганию религиозной, расовой и национальной розни. Запрещены сообщения, призывающие к экстремистской деятельности. Все подобные сообщения будут удаляться администрацией сайта. Пожалуйста, будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга.


Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Популярное в сети
Загрузка...