Воздушный шар из Владивостока рухнул в "Техасе". Видеорепортаж Максима Каленника
Необычная юбилейная дата! 30 января 1930-го в 20 часов 44 минуты по владивостокскому времени впервые в мире в свободный полет выпущен первый радиозонд. Несколько стран тогда занимались его разработкой, но Советская Россия опередила всех. В честь 90-летия этого события «Вести: Приморье» сегодня вместе с аэрологами Примгидромета отправились в верхние слои атмосферы и узнали, как там дела идут.
Юлия Иванова, техник-аэролог Примгидромета, метеоаэрологическая станция «Садгород»: «Аэролог, он что делает?
- Он изучает атмосферу! Выпускаем радиозонд, он снимает показания температуры, влажности, скорости и направления ветра».
Всемирный день аэролога отмечает сегодня всё прогрессивное человечество. 90 лет назад в Ленинграде радиозонд испытали. Мероприятие прошло настолько успешно, что изобретение до сих пор по всей планете для точности прогнозов погоды применяют. В Приморье на двух метеоаэрологических станциях этим занимаются - в Дальнереченске и в пригороде Владивостока. Когда со стороны на это смотришь, сразу Винни-Пуха вспоминаешь.
Максим Каленник, корреспондент: «Я тучка, тучка, тучка! Первый раз в жизни присутствую на этом глобальном всемирном мероприятии».
Процедура и правда ответственная и лучше всех это профессионал сделает.
Радиозонд, согласно Гринвичу, в небо запускают. Когда на нулевом меридиане, в районе Лондона, на часах 23:30 и 11:30 - по владивостокскому времени это 9:30 и 21:30 соответственно - по всей планете происходит одномоментное единение всех аэрологов! Над землей белые шары с передатчиками взлетают. Кроме погодных специалистов за траекторией их полета за ними внимательно следят службы ПВО и аэронавигации. Как правило их в район горы Пидан уносит.
Юрий Шевчук, инженер радиолокации Примгидромета: «Партизанский перевал, там много падает, а бывали случаи, что даже в городе. В "Техасе" находили».
И это вполне закономерно. Ведь Техас - это город Фокино - раньше он Тихоокеанский назывался. С запада на восток в верхних слоях над нами потоки идут. Но сегодня траектория полета нашего зонда в большую дугу превратилась. Пролетев почти полсотни километров и достигнув 40-километровой высоты, а это стратосфера, наш зонд потерял свои силы над южной частью залива Петра Великого, где и приводнился.
Марина Белик, начальник метеоаэрологической станции «Садгород» Примгидромета: «Аэрологи, это всегда дружный коллектив. Это такая дружба, на много годов уходит. Аэрологи переписываются между собою».
Немногим более ста метеоаэрологических станций в России. И каждый аэролог на вес золота. И в нашей стране их сообщество - одно из самых крепких, чего о радиозондах не скажешь. Почувствовав свободу они разлетаются на все четыре стороны и за всю историю еще ни один домой не вернулся. Очень ветреный характер у них.