Дайверы обнаружили новое затонувшее судно в районе острова Русский. Специальный репортаж Виктории Шандыбиной
Новое затонувшее судно обнаружили дайверы в акватории Владивостока. Пока еще неопознанный корабль лежит на глубине около 15 метров в бухте Новик у острова Елены. Секция подводных исследований Русского географического общества приняла решение восстановить цепочку событий катастрофы.
Команда обеспечивающих, три дайвера и по сотне килограммов оборудования на каждого.
Цель лежит на глубине 15 метров в районе мыса Артиллерийский острова Елены. Обнаружили затонувшее судно с помощью эхо-локатора. Добираться до точки на машине добираться опасно, палатки, баллоны, костюмы и технику тащат на санях.
Толщина льда в бухте около 30-ти сантиметров. Майну сначала пилят.
Затем куски льда вытаскивают тросами и ледорубами. В этом районе дайверы совершают третье погружение.
Алексей Кондратюк, руководитель секции подводных исследований Приморского краевого отделения РГО: «Все это снаряжение весит около 70 килограммов...»
Окно в подводный мир прямо над кормой буксира-толкача. Команда уже обследовала его снаружи и сделала замеры. К погружению готовятся основательно. Температура воды - минус 2 градуса. Под воду уходят больше чем на час. У каждого дайвера как минимум четыре слоя одежды и жилетки с электрическим подогревом. А чтобы не замерзли ноги используют химические грелки.
Виталий Здоров, участник секции подводных исследований Приморского краевого отделения РГО: «Правду говорят, что нож обязателен в погружении?
- Конечно, обязателен. Желательно еще иметь отдельно маленький.
- А зачем?
- Если где-нибудь запутаешься, один нож можно случайно потерять. А вторым, если что, обрезать можно и выйти. В этом году много шхун корейских по выбрасывало, много сетей валяется прям на дне».
Задача на этот раз — найти бортовой номер и завершить осмотр служебных помещений и рубки, чтобы приступить к изучению того самого нового корабля, который обнаружили примерно в ста метрах от буксира.
Алексей Кондратюк, руководитель секции подводных исследований Приморского краевого отделения РГО: «Мы уже определили его место, но пока что мы его не видели, как оно выглядит. Лежит оно также, на 15 метрах. Размер примерно такой же. Предположительно, еще один буксир».
Руководит группой подводный оператор Алексей Кондратюк. Говорит, зимой вода гораздо чище чем летом. И картинка стоит часов проведенных в ледяной воде.
Алексей Кондратюк, руководитель секции подводных исследований Приморского краевого отделения РГО: «Сегодня мы будем делать фотоплан судно. Делаем несколько кадров и потом сшиваем их в единую картинку».
Однако под толщей льда не хватает света. Для съемок с собой дайверы берут десяток фонарей. Работают трое в связке на одном тросе. Он нужен, чтобы найти путь на поверхность и на случай экстренных ситуаций.
Павел Борисов, участник секции подводных исследований Приморского краевого отделения РГО: «Трос указывает путь и позволяет нам общаться, Дернуть два раза - это вопрос: «как дела?». По технике безопасности дайвер не должен отходить дальше чем на 25 метров от майны».
Затонувшее судно — рейдовый портовый буксир проекта 05Т. Его историю восстановить пока не удалось. Предположительно, однопалубный – ледокол готовили сдать на гвозди, ведь механических агрегатов внутри нет.
На берегу дайверов ждут не только команда обеспечивающих, но и близкие.
Алла Кирилова, участник экспедиции: «Как они подбирают все страховочное оборудование, перепроверяют все по миллиону раз. Я знаю, что у него очень сильная команда, поэтому не волнуюсь. Так, чуть-чуть только».
Но главные поклонники и фанаты покорителей морских глубин — дочки Алексея Кондратюка.
Алиса Кондратюк, участник экспедиции: «Он рассказывал про затонувший буксир. Потом еще про что-то там рассказывал, про рыбок».
Василина Кондратюк, участник экспедиции: «Про экологию нам рассказывал. Они даже делали субботник на Вятлина. Я сама ныряла, только не под лед, а летом погружалась с аквалангом буквально на пять-шесть метров».
В рубке удалось обнаружить артефакт — стеклянную бутылку. Специалисты говорят, что она имеет австрийское или германское происхождение, времен Российской Империи. Вероятно, это был трофей капитана буксира.
Алексей Кондратюк, руководитель секции подводных исследований Приморского краевого отделения РГО: «На суше все, что можно было открыть, уже давным давно открыли. Но что касается воды, здесь мы являемся первооткрывателями. Потому что океан умеет хранить тайны лучше чем кто-либо на этой земле. А открыть эти тайны могут не все. Именно поэтому мы этим занимаемся. Нам просто нравится».
Изучение буксира продолжится, но уже на берегу. Необходимо проверить тонны документов в архивах. Соединить несколько десятков фотографий в один общий план корабля, чтобы подробно рассмотреть каждую деталь. А также готовится к следующему погружению и новым открытиям.