Память о себе в бетонных статуях в Приморье оставил известный скульптор Валерий Ненаживин. Видеорепортаж Виктории Сарада
В Приморье вспоминают известного скульптора, заслуженного художника Российской Федерации Валерия Ненаживина. В мае 2017-го он ушел из жизни, но оставил богатое творческое наследие. Валерий Ненаживин - автор десятка архитектурных ансамблей, посвящённых Великой Отечественной. Но особое место в творчестве скульптора занимает образ опального поэта Осипа Мандельштама.
Репортаж Виктории Сарада.
Это хранилище - наследие Валерия Ненаживина. Более 3-х сотен работ — графика, живопись и даже черновые материалы. Богатейшая коллекция - воплощение поэзии в бетоне.
Наталья Федоровская, директор департамента искусства и дизайна Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ: «Скульпторы — не портретисты. Они воплощает в своих скульптурах внутреннюю суть поэта, писателя или художника».
Сопричастность и драматизм — основы творчества Ненаживина. Приморский скульптор — автор архитектурных ансамблей, посвящённых Великой Отечественной. Уссурийск, Артём, Находка. А вот барельеф во Владивостоке. Свой почерк он оставил в каждом уголке региона.
Александр Вовненко, директор Пушкинского театра ДВФУ: «Он мог быть и авангардным, нестандартным, и совершенно понятным, в том числе и советской номенклатуре. Это большое достоинство и ещё одна грань таланта этого замечательного художника».
Среди десятка гипсовых голов - автопортрет, а рядом - слегка задумчивый Мандельштам. Чуть дальше печальный. Всё это попытки найти идеальный образ для первого в России памятника поэту.
Александр Вовненко, директор Пушкинского театра ДВФУ: «У него не было портрета Мандельштама. У него был единственный сборник, привезённый из Болгарии. И как он вспоминал: «Я лепил Мандельштама по стихам».
Он «болел» Мандельштамом всю жизнь. Это съёмки 2015-го. Выставка, посвящённая 75-летию скульптора. Но даже здесь он говорит не о себе. О Мандельштаме.
Валерий Ненаживин, скульптор, заслуженного художника Российской Федерации: «Я Мандельштама делал для мастерской, чтобы во дворе поставить. Дорог, близок он мне по состоянию души».
Этот памятник общественность считает относительно новым. Публике работу представили зимой 2018-го. Однако, именно это оригинал, который долгое время стоял во дворе у мастера.
Александр Вовненко, директор Пушкинского театра ДВФУ: «Чугунная копия стояла в городе и была много раз осквернена вандалами, а эту работу автор делал для себя».
«Для себя» Валерий Ненаживин выпустил десятки работ. Сейчас всё это предмет научной работы будущих искусствоведов.
Феликс Ажимов, директор Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ: «Возможно, у нас появится не просто полноценный каталог коллекции, но и какие-то монографические исследования, посвященные его творчеству».
В 2020-м скульптору исполнилось бы 80 лет. Но в мае 2017-го он ушёл из жизни, оставив память о себе в бетонных статуях и монументах по всему региону.