Кораблестроительному образованию Дальнего Востока 75 лет. Видеорепортаж Андрея Мозгового

Корабельное дело вновь в тренде, требует новых идей и людей. Стапеля верфи «Звезда» в Большом Камне перегружены заказами, на «Дальзаводе» - очереди в доки. В кораблестроении как нигде новые идеи невозможны без фундамента традиций. Прочность, остойчивость, непотопляемость – три кита, на которых держится все кораблестроительное образование со времен Петра Первого.
Владимир Субботницкий, выпускник 1956 года, профессор: «Мне больше всего запомнилось судно «Чавыча». Когда-то Анна Ивановна Щетинина была капитаном этого судна, а запомнилось потому, что мне пришлось снять обводы этого судна в доке, там не было чертежей, вычертить теоретический чертёж. Зимой с помощью ватерпаса рассчитали остойчивость судна, потому что это самое главное в судне».
Более 50 лет Владимир Владимирович готовит морских инженеров. Его ученики – всюду, где примечания к чертежам сделаны на русском языке: а это Прибалтика, Украина, Польша, Германия. В Приморье это «Дальзавод», «Звезда» и кораблестроительный факультет. Династии корабелов – устойчивое социальное явление на Дальнем Востоке, несмотря ни на какие взлеты и спады в отрасли.
Владимир Стрыков, корабел 1980 года выпуска: «У меня отец был, я как династия почти. Он был инженер-конструктор в приморском ЦКБ. И я по стопам и пошёл».
Особые чувства – когда о форштевень разбивается шампанское, и корабль сходит со стапеля.
Валерий Матвеев, корабел 1977 года выпуска, г. Большой Камень: «Чувствую, что жизнь прожита не зря. Вроде что-то достиг, и корабли ходят».
Вадим Удовиченко, корабел 1997 года выпуска: «Мурашки по коже, если честно. То есть, когда сделано, приятно сделано, красиво, качественно сделано. И естественно, когда ты свою работу выполнил, всегда приятно посмотреть на плоды своего труда».
Футурологи предвещают: будущее человечества – в океане. Без инженерной школы и спецов это будущее останется пустой фантазией. И такие спецы приходят. Ярослав Бойко один из них, закончил факультет с красным дипломом.
Ярослав Бойко, корабел 2012 года выпуска: «С детства тянуло к кораблям, к технике. Хотелось заниматься любимым делом, помогать в строительстве флота на благо Отечества. Но и профессия инженера-корабела всегда считалась престижной».
Кораблестроители на своем празднике посмеиваются: без нас земля до сих пор считалась бы плоской. Но это не штука, это истинная правда.
[media=http://youtu.be/oIhRNWqb6Js]