"Вести: Приморье. Новости культуры" от 11 ноября 2017 года

«Приморье: Новости культуры»

 


В эфире новости культуры на канале «Россия». В студии - Татьяна Дубко. Здравствуйте! В центре внимания на этот раз — юное поколение приморцев: студенты и школьники, для которых музеи и библиотеки края подготовили интересную и полезную культурную программу. Она стартовала в ноябрьские каникулы, продолжается и теперь. Так что можно открыть для себя удивительного мастера, которого сама природа научила оживлять упавшие деревья. Или принять участие в литературной «Игре в бисер». А ещё, рассматривая рукотворный бумажный город, выбрать будущую профессию.

Как раз о выставке «Город профессий», которая открылась в приморской краевой публичной библиотеке имени Горького, узнаем от Ольги Катренко.

Рубрика "Библиотеки"

«Бумажные человечки то опускаются под воду, чтобы достать свидетельства древних веков, то чинят банальную розетку, чтобы в доме можно было согреть чайник. Целый город профессий на этой выставке в приморской библиотеке имени Горького. Микрорайоны и магазинчики, банки, фабрики, университеты со всеми, кто в них учится, трудится, живет. И вот он - книжный дом, правда, исключительно для научной литературы. Но директору Горьковки сам факт приятен. И все те люди, которые так творчески работают с детьми.

Александр Брюханов, директор Приморской краевой публичной библиотеки им. Горького: «Есть такие две строчки у Осипа Мандельштама - «только детские книги читать, только детские мысли лелеять». Думать как ребенок, размышлять, как ребенок. Для того, чтобы потом, вместе с этим ребенком, взяв его за эту духовную руку, провести его по той жизни, которая очертится как мир професий».

Никита и Митя — авторы нескольких композиций на этой выставке. И, кажется, свой выбор профессии, благодаря библиотечным мастер-классам они уже сделали.

Ольга Катренко. Корреспондент: «Мечта стать электриком как будет воплощаться?»

Никита: «Наверное, у дяди научусь, у меня дядя - электрик».

Митя: «У меня мечта - стать гонщиком. Еще хотел быть летчиком, но мечта исчезла».

Чтобы не пропадали мечты, а прямо отсюда, из верхнего холла Горьковки, материализовались в жизнь — со школьниками здесь работают не только библиотекари, но и психологи, и старшие товарищи — студенты. В зале каталогов, например, открыли тренинг по выбору будущей специальности, и как по нотам, разбирают все юношеские увлечения и стремления. Так же дотошно авторы «Города профессий» разрабатывают темы для новых бумажных кварталов.

Илья Грабовенко, куратор выставки: «Мы делали тему конкретно по нашему океанариуму. И не смогли найти информацию точную, кто же там работает? Профессии основные. Пришлось связываться с океанариумом».

Выставка интересна и взрослым. Просто потому, что переносит их в счастливое время, когда мечтать о будущем было так приятно. Как всегда, в этой библиотеке — экспозиция открыта для широкой публики совершенно бесплатно. Придти в «Город профессий», на улице Некрасовской, 59а - можно до конца ноября».

***

К слову о профессиях — герой нашего следующего репортажа всю жизнь проработал на руднике в Кавалеровском районе. Золото там добывали в таежных сопках. И, когда осенью наступала отпускная тишина, Владимир Бойко, оставаясь на хозяйстве, прислушивался к лесному шуму. И однажды понял, что сможет дать новую жизнь дереву. Теперь он - уникальный мастер. И его работы — в коллекциях многих музеев мира. Во Владивостоке резными фигурками умельца из Реттиховки делится с публикой главный корпус музея Арсеньева, что на улице Светланской.

Рубрика "Музеи"

 ««Сказание о коренном народе» - это в яблочко попали организаторы персональной выставки Владимира Бойко с её названием. Каждая фигурка здесь, будь-то зверь или человек — про то. Глубокое уважение к матушке-природе, батюшке Бикину и главной дальневосточной реке - Амур. Вот в кружок собрались нанайцы из приамурского села Троицкое. Мастер ведь и сиживал около: гладил охотничьих собак, рассматривал сэвэнов — деревянных защитников племени, пробовал уху и свеженину прямо с огня. И вот оно — слышим, как шаман поет свою песню, как трещат еловые ветки, как покряхтывают нанайские старушки.

Владимир Бойко, мастер-резчик, с.Реттиховка: «Чем сложней для меня умудренные старые люди, изобилие морщин, каждая, как жизненная дорожка, тем интереснее ...»

Когда он в осенних сопках кавалеровских собственными руками сделал для себя первые лезвия и принялся испытывать их на чурбачках, не ждал, не мечтал о признании, даже о том, что получится не думал. Ведь не рисовать эскизы, не лепить из глины заготовки он попросту не умел... И сейчас не смог бы. Только дерево, инструмент, время и полное откровение. Как сейчас для нас — содержимое этого свертка.

Панда-крошка и раскосый, улыбчивый хозяин. Всё из жизни картинки. Недавно с младшим Бойко, тоже Владимиром, вернулись они из Китая. Там любят приморского резчика. С удовольствием принимают его и в Японии. А в Австралию выставку не пустили, как ни старались местные организаторы. Оказалось, нельзя в Страну Кенгуру провести даже листок заграничного дерева, а вдруг внутри жук какой?

Вообще-то Володя маленький мог бы из большого Володи веревки вить, точнее стружки липовые снимать. Именно липа — главное дерево отцовского творчества. А что добряк Владимир Владимирович — то правда. Рассказываешь про чудеса разные, воспринимает с удивлением, искренне. И ахает, как это делают коренные малочисленные земляки-дальневосточники. Вот ахнул же, когда сын притащил домой полимерную глину, и тоже безо всякого художественного образования, принялся лепить из неё фигурки людей и зверей. Дерево младшему пока не даётся. Но он обязательно попробует…

Однажды, Владимира Владимировича попросили вырезать из дерева Владимира Ильича. Годовщина Октябрьской революции наступала. И он старался. А когда закончил, оказалось — не Ленин, а Дерсу Узала на него глядит. С тех пор и понеслось — рыбаки, охотники, шаманы, воины. Чингис-Хан в малом формате, уже из тиса. Эта работа в музейной коллекции.

«Сказание о коренном народе» продолжает богатый музейный цикл «В поисках страны Удэге», посвященный юбилею Владимира Клавдиевича Арсеньева. И эта выставка одна из немногих, где сам автор просит гостей погладить своих героев. Будь то пёс рыбака и охотника или даже гордый нос монгольского вождя. Если приглянулось, понравилось, почему бы нет? Ведь и сам когда-то подолгу слушал лес, разглядывал и гладил рукой бархат и липу, кедр и ольху. Для кого-то эта выставка точно станет большим открытием. Для нас ко всему прочему еще и ботаническим. Вы знали, что сережки ольхи и кора маньчжурского ореха дают цвет всем шедеврам мастера из Реттиховки? Из них морилку делают. Что ж, теперь и вы это знаете…».

***

И снова книги. Точнее, большая литературная, интеллектуальная «Игра в бисер». Стартовал новый сезон. И в ближайших планах организаторов уникального бибилиопроекта — обсуждение повести Бориса Лавренёва «41-ый». В чем суть, и как современная библиотека сумела привлечь современную молодежь, да так, что приморцы юные и засыпают, и просыпаются теперь не с планшетами, а с книгами — об этом репортаж Ольги Катренко.

Рубрика «Литература»

«Сегодня у них Платонов. Через месяц может быть Куприн или Кафка. Выбор вот он — на библиотечных полках. Но главное все-таки, душа. Она, может быть, и поет сейчас стеклянными голосами шариков, исполняющих в этом спектакле роль бисера.

Ирина Фадеева, кандидат филологических наук, ведущая цикла «Игр в бисер»: «Мы понимаем, что что-то должно быть материально. Любая благодарность должна быть материальна, да? Когда держишь эту бусину, ребенок понимает, что да, это мой балл, я его держу. Легко подсчитать. Плюс еще, поскольку формат такой, что детишек так много, подсчитать-то проще шарики, чем потом мы вот так вот ручками-ножками будем голосовать».

Ирина Фадеева, по долгу профессии, много читает, преподает русский иностранным студентам. Ведет проект она дивно - мягко и напористо одновременно. Ведь всякое случается в игре.

Ирина Фадеева, кандидат филологических наук, ведущая цикла игр: «Иногда настолько игра идет, что ты понимаешь, что твоя роль только передать микрофон и успеть туда, туда... Тут как, знаете, в студии, когда снимают передачу: сейчас я вам принесу микрофон, а сейчас вам»…

Интересно смотреть на молодую поросль читающих приморцев. Вихрастые, совсем зеленые или даже слишком уверенные в себе. Задорные и смелые или напротив, с тенью сомнения, сжимающие в руках распечатки с книжными цитатами. Вот лицеист Павел Куречко аккуратно движется к микрофону… Его обгоняет какая-то девчонка. Что ж, истинный джентльмен способен уступить, не обижаясь.

Павел Куречко, старшеклассник лицея федерального университета: «Мама всегда мне перед сном читала книжки. Причем детские я не любил, только взрослые. Лежал и слушал».

Лицеистов поддерживает неформальный лидер команды, их любимый педагог - Ольга Невмержицкая.

Ольга Невмержицкая, преподаватель русского языка и литературы: «Идеалист, романтик. Вот не улыбаются, потому что идеалист и романтик иногда ставит им плохие оценки...»

Формат, похожий на легендарное «Что, где, когда?» Соревновательность, призы, эксперты, которые могут высказывать кардинально противоположные мысли. Возможно, это и есть тот самый нектар, на который слетаются молодые умы. Нектар и вкусный, и полезный. Кстати, в среду, 22 ноября очередная «Игра в бисер» соберет читающую молодежь. Окунуться в литературную атмосферу в читальном зале краевой библиотеки имени Горького может любой желающий».

***

Подробнее о том, как проходили в Горьковской библиотеке первые «Игры в бисер», откуда взялось такое название и о чем мечтает тот, кто рискнул однажды так интересно развернуть процесс чтения, расскажет идеолог проекта, директор приморской краевой публичной библиотеки имени Горького Александр Брюханов.

Рубрика «Интервью»

- Как все началось, Александр Георгиевич? Кто придумал «Игру в бисер»?

- Вы знаете, мы не оригинальны. До нас это название использовал Герман Гессе и совсем недавно на канале «Культура» появилась программа Игоря Волгина «Игра в бисер». Мы считаем себя ребенком этого проекта, мы вышли из него, потому что идея была сформулирована ведущим этого замечательного разговора о литературе.

Он увлекательно рассказывает о литературе, и мне показалось, что эту форму может быть каким-то иным образом можно использовать в условиях нашей библиотеки. Я такого другого опыта по стране не знаю, когда собирается такая большая аудитория для того, чтобы обсуждать литературные произведения. Поэтому, когда мы думали о том, каким приморским содержанием наполнить формат Игоря Волгина, я размышлял так. Конечно, Волгин собирает знатоков своего дела в литературном вопросе. К сожалению, Приморье не располагает таким количеством людей, исследующих и знающих литературу на этом высоком профессиональном уровне. Но у нас есть замечательный читатель, молодые читатели, которые хотят говорить, обмениваться своими мнениями о прочитанном. Так может быть акцентировать на том, что это игра, игра в литературный бисер.

- А что такое литературный бисер?

- Литературный бисер — это малая литературная форма в нашем представлении. Есть произведения, прочитать которые - настоящий труд души. Чтобы прочитать «Войну и мир», Сервантеса, «Фауста» Гёте. Мы живем немножко в другом мире, у нас все иное. И наши взаимоотношения с литературой накоротке сейчас складываются. Накоротке, потому что дальше они будут развиваться. И нам показалось это интересным - обратиться все-таки к малой литературной форме и заинтересовать творчеством того или иного писателя. Например, мы говорили о «Ванине Ванини» Стендаля. И я уверен, что потом кто-то поинтересовался и «Красным и черным». У Стендаля есть еще «Пармская обитель».

- Какую книгу обсуждали самой первой?

- Мы начинали с бунинского «Солнечного удара», потому что думали о том, как заполнить эту аудиторию совсем молодым, юным читателем. Естественно, мы опирались на школы, опирались на замечательных наших педагогов. Работая над проектом, я познакомился с замечательными людьми. Потому что школа не оскудела, и как бы не сокращались уроки литературы, они никогда не сократятся, потому что это в крови российского человека — склонность читать, размышлять, обмениваться в долгих беседах о прочитанном, о тех новостях литературы, которые к нам приходят. Взвесив все это, понял, что сделаем акцент на игре. Это же молодые люди, они любят игровые формы. Мы соберем экспертов. Но они будут не размышлять о художественном произведении, а оценивать качество и уровень высказанного участниками игры. Главная их задача — задать тон этой игре, поддержать ту или иную мысль. Или как-то обострить наметившийся конфликт интересов.

- Кто они, эксперты приморской «Игры в бисер»?

- Самые разные люди, те, кто с большим удовольствием откликаются на наше предложение. Вы здесь можете увидеть писателя, вы можете увидеть юриста или даже федерального судью, кандидата исторических наук. Я не говорю уже об ученых-филологах. Они с интересом приходят к нам, и наблюдают, и удивляются нашей молодежи. Оказывается, молодежь читает, оказывается, она не такая плохая. У молодежи накопилось. Они даже рвут микрофон. Им кажется, если не высказаться, не сразиться с кем-то в этом словесном поединке, то время будет потрачено зря. Что меня радует, ребята сами стали приходить. Меня радуют совсем юные люди, которых приводит Ольга Невмержицкая- замечательный педагог, у нее великолепный класс. Павел Куречко, например. Он подошел ко мне как-то с вопросом, а можно ли обсудить «Солярис» Станислава Лемма. Его товарищ хотел бы поговорить о «Превращении» Кафки. Я говорю, хорошо, готовьте синопсис, выступайте перед аудиторией, доказывая, что эти книги можно и нужно обсуждать. Если поддержит, включаем в план игр и то, и другое. Они вступают в такие взрослые разговоры, понимаете, Оля! Для них нет запретных тем, но они очень деликатны в темах, которые кажется нам двусмысленными. Взять «Пышку» Мопассана. Они рассматривали это произведение и доказали, что учатся не только литературным текстам, что умеют понимать, что стоит за этими текстами: мораль, правила поведения. Они такие и для меня это - открытие!

Когда мы начинали, я думал, потянем ли? Но вот тянем уже третий год. И мы играли бы чаще, но главные наши игроки — студенты, школьники, а учеба — сложный, плановый процесс, с экзаменами, каникулами. Мы бы, может быть, сыграли 34 раза, но пока 20. И стараемся разнообразить книжный репертуар, чтобы была и современная, и классическая литература. Говорили о Казакове, об Александре Бащаговском, вспоминая замечательный рассказ «Три тополя на Шаболовке», который стал фильмом «Три тополя на Плющихе». О классиках — Пушкин, Есенин, Бунин. И, конечно, мировая классика — Хэмингуэй обязательно, Стендаль. Впереди еще несколько имен, к которым мы намерены подступиться. И Анри Барбюс, и Станислав Ивашкевич. Нам очень хотелось бы, чтобы ребята это знали. Это за пределами уже школьной программы, но они должны это знать. И они с интересом на это откликаются.

***

Следите за эфирами на телеканале «Россия». И не забудьте вместе с детьми или молодежной компанией побывать на выставке «Города профессий» и повнимательнее рассмотреть деревянные шедевры резчика из Реттиховки в музее Арсеньева. Персональная экспозиция Владимира Бойко продлится, кстати, до 31 января 2018 года.


Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Новости партнеров

Loading...

Добавить комментарий

*ВНИМАНИЕ! В комментариях на сайте vestiprim.ru запрещено размещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, нецензурные слова, оскорбления в адрес кого-либо. Запрещено размещать информацию, способствующую разжиганию религиозной, расовой и национальной розни. Запрещены сообщения, призывающие к экстремистской деятельности. Все подобные сообщения будут удаляться администрацией сайта.
Пожалуйста, будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга.


Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Пройдите проверку:
Школа телевидения


Школа телевидения


В объективе: дети


Школьное радио








Детские Вести






Отдых у моря