"Пауки в банке": журналисты рассказали о сенсационных деталях "дела Мещерякова"

На сайте "НГ во Владивостоке" опубликована статья "Пауки в банке", которая проливает свет на неизвестные ранее детали так называемого "дела Мещерякова" и на те бизнес-войны, которые развернулись в Приморье после вынесения решения Верховного суда России по этому делу.
Напомним, что судебный процесс по делу Мещерякова длился с 2007 года. По данным следствия, Владимир Мещеряков, Юрий Степанченко (позже уголовное дело выделили в отдельное производство, сам он находится в розыске) и еще 11 фигурантов уголовного дела причастны к продаже 30 зданий, расположенных во Владивостоке и находившихся в собственности края и РФ. Всего в результате преступных действий из собственности Приморского края выбыли 12 объектов недвижимости, чем причинен ущерб в особо крупном размере на сумму свыше 180 млн рублей, а из федеральной собственности – 18 объектов, сумма ущерба – свыше 280 млн рублей. При этом местные СМИ писали, что Известно, что "следствие долгое время пыталось выйти на бывшего тогда губернатором Сергея Дарькина. Но «неустановленное лицо», фигурировавшее в рамках уголовного дела, так и осталось неустановленным."
В 2016 году суд, наконец, вынес приговор приморским чиновникам. Игоря Мещерякова отправили в исправительную колонию строгого режима на 12 лет. Его подельники Владимир Книжник, Андрей Смолин и Феликс Круч лишились свободы, соответственно, на 11, 7,5 и 6 лет. Ещё нескольким людям дали условные сроки. Степанченко же удалось скрыться за границей. Его искали с помощью Интерпола – но безуспешно. В том же 2016 году международная полиция и вовсе закрыла это дело.
Защита чиновников обжаловала приговор. Им удалось дойти до Верховного суда. Высшая судебная инстанция России оставила вердикт в силе – с небольшими оговорками. Почти всем фигурантам немного снизили сроки – из-за истечения сроков давности по некоторым статьям. Мещерякову и Книжнику скостили год, Смолину – полгода. Кроме того, остались в силе выписанные штрафы - от 300 тысяч до 700 тысяч рублей. Кроме того, нескольких участников чиновничьей банды, получивших условные сроки, вообще освободили от наказания.
В журналистском расследовании утверждается о бизнес-конфликте, который возник между банком "Приморье", контролируемым экс-губернатором Приморья Дарькиным, и компаниями, тесно связанными с опальным предпринимателем Юрием Степанченко. Банк требует возращение у "структур Степанченко" кредита в 344 миллиона рублей. В материале также приводятся свидетельские показание о взаимоотношениях в конце "нулевых годов" высших руководителей края с различными бизнес-структурами. В частности, приводятся во многом сенсационные свидетельские показания:
" Когда приехал Дарькин, он удивил меня своим поведением. Несмотря на то что год назад я вместе со Степанченко объясняла ему бухгалтерский баланс, а в тот день поздоровалась с ним, Дарькин прошел мимо меня, как будто я пустое место. Он был очень зол. Находясь в предбаннике, я слышала разговор Дарькина и Степанченко. Дарькин требовал у Степанченко деньги, свои 75 % от прибыли. Степанченко объяснял ему, что денег нет, что они вложены в строительство. Дарькин настаивал, говорил, «кредитуйся, бери где хочешь, а деньги отдай». Конфликт был очень серьезный. Дарькин никогда так деньги у Степанченко не требовал…"
"В деле есть интересный документ: протокол очной ставки двух свидетелей — Татьяны Павловны Компанченко и Сергея Михайловича Дарькина. Это следственное мероприятие прошло 30 июня 2008 года в присутствии адвокатов с обеих сторон и с непременным процессуальным предупреждением участников об ответственности за дачу ложных показаний.
В ходе очной ставки свидетель Компанченко в основном повторила все то, что рассказывала на предыдущих допросах в ходе предварительного следствия. В свою очередь, свидетель Дарькин категорически отрицал: а) свое знакомство с Компанченко; б) получение каких-либо наличных или безналичных средств; в) наличие счетов в иностранных банках. Очная ставка завершилась на трогательной ноте. Цитируем протокол:
«На вопрос следователя к допрашиваемым лицам, имеют ли они вопросы друг к другу, допрашиваемые ответили:
Компанченко Т. П.: У меня вопросов нет.
Дарькин С. М.: У меня вопрос в основном в том, как поживает ее маленький ребенок. По существу очной ставки у меня вопросов нет»."
Похоже, Владивосток (а вполне возможно, не только Владивосток) в очередной раз оказался в эпицентре бизнес-войны, уходящей своими корнями в более чем 10-летнее прошлое, делают вывод авторы материала.