Энзимология на службе у дальневосточных ученых. Ферменты против онкологии. Интервью

Интервью с ученым-энзимологом, доктором биологических наук, заместителе директора по научной работе Тихоокеанского института биоорганической химии ДВО «РАН». Речь пойдет об изучении противоопухолевой и радиопротекторной активности ферментов. Почти все пациенты, у которых обнаружены онкологические заболевания, получают радиотерапию. И ученые пытаются найти вещества, которые как защищают от радиации, так и иногда увеличивают чувствительность опухолевых клеток к воздействию радиации.

Ферменты  - на борьбу с опухолями

Елена Штылина:

- Добрый день, уважаемые зрители и радиослушатели! У микрофона Елена Штылина и мой собеседник это - Михаил Кусайкин, доктор биологических наук, заместитель директора по научной работе Тихоокеанского института биоорганической химии ДВО «РАН».

Михаил, мы рады вас приветствовать в нашей студии!

Михаил Кусайкин:

Здравствуйте!

Елена Штылина:

- И сразу вам признаюсь, что вы-то нам дороги больше как популяризатор науки, тот человек, от которого мы узнаем что-то новое, интересное, что происходит в ваших научных лабораториях. Так вот, нам интересно, с какой целью вы делитесь научными достижениями, может быть, вас как-то поощряют за это?

Михаил Кусайкин:

- Нет, не поощряют, но все-таки одна из задач института и вообще ученых — это доносить результаты научных исследователей, до обычных жителей, обывателей, чтобы они представляли, чем мы занимаемся, и могли почерпнуть из наших исследований что-нибудь полезное.

Елена Штылина:

- Ну вот побольше бы таких, как вы, людей отзывчивых в институтах. Но чаще всего вы у нас остаетесь за кадром, поэтому пришло время раскрыть карты, поделитесь, расскажите о своей научной работе, что исследуете и для чего это нужно?

Михаил Кусайкин:

- Я энзимолог, то есть занимаюсь изучением ферментов. Это - катализаторы. Без ферментов жизнь была бы невозможна. Они ускоряют реакции в десятки, иногда сотни тысяч раз, иногда даже в миллионы раз. Благодаря ферментам живые организмы могут функционировать. И именно от того, как они функционируют, зависит и наше здоровье, как мы себя ощущаем. И память тоже зависит от функционирования ферментов.

Елена Штылина:

- Даже память зависит. Очень интересно.

Михаил Кусайкин:

- Да. Но мы занимаемся ферментами, которые можно обнаружить в морских организмах, например, в бактериях, и эти ферменты могут расщеплять такие вещества, которые называются полисахариды. Это довольно распространенные вещества в природе, наверное, одни из самых распространенных. К ним относятся и целлюлозы, и крахмал, и другие вещества. Мы занимаемся более редкими полисахаридами, которые можно обнаружить в водорослях. Почему мы ими занимаемся? Потому что они обладают биологической активностью. Но не всегда вот эти полисахариды можно использовать в том виде, в каком они содержатся в водорослях. Нужно их как-то модифицировать. Наиболее простым способом является использование ферментов, потому что это экологичный способ, там не образуется никаких отходов.

Чтобы слушатели и зрители представляли, все химические реакции идут не до конца. То есть, продуктов образуется немного, а образуются какие-то побочные продукты. В случае, если мы используем ферменты, реакция идет на 100%. Поэтому мы используем ферменты для получения фрагментов полисахаридов, а дальше мы изучаем биологическую активность этих фрагментов.

В основном, наше внимание сейчас сосредоточено на изучении противоопухолевой и радиопротекторной активности ферментов. То есть, мы изучаем, каким образом эти фрагменты полисахаридов могут влиять на опухолевые клетки. Изучаем механизм их действия, пытаемся понять, как они воздействуют. Радиопротекторная активность тоже довольно интересная, и она связана с противоопухолевой активностью, поскольку все или почти все пациенты, у которых обнаружены онкологические заболевания, получают радиотерапию. И здесь мы пытаемся найти вещества, которые как защищают от радиации, так и иногда увеличивают чувствительность опухолевых клеток к воздействию радиации. Может быть, на первый взгляд, я довольно сложно говорю.

Елена Штылина:

- А успехи есть, что-нибудь уже удалось получить?

Михаил Кусайкин:

- Да, успехи есть. То есть, мы обнаружили нужные ферменты, которые действуют нужным образом, мы научились выделять эти фрагменты, мы изучили, как они действуют на опухолевые клетки. Но это исследование инвитро, то есть в пробирке, пока это нельзя сказать, что мы обнаружили какое-то вещество, которое обладает противоопухолевой активностью. - Это лишь первый шаг на пути создания, скажем так, лекарств.

Справка

"in vitro", - дословный перевод " в стекле". В медицине этот термин означает, что опыт, исследование, эксперимент проводились в пробирке, а не на живом организме. Исследования на живом организме обозначаются "in vivo".Самый простой пример - анализ крови, это и есть лабораторный метод исследования in vitro.

Морской мир и фармокологические открытия

Елена Штылина:

- Очень интересно. И я напомню нашим зрителям и слушателям, что в этом году мы отмечаем 300-летие со дня образования Российской академии наук. И Тихоокеанский институт биоорганической химии без сомнения входит в число самых передовых институтов дальневосточного отделения РАН, и ваш институт действительно он уникален.

Таких институтов России больше нет, где бы изучали морские организмы с целью получения природных соединений для дальнейшего использования фармакологии. Вот поделитесь наиболее яркими достижениями за последние годы. Чем вы гордитесь?

Михаил Кусайкин:

- У нас много есть, чем гордиться. Действительно, наш институт, наверное, единственный в России, который занимается изучением морских природных соединений. Мы их выделяем из морских организмов, изучаем структуру, изучаем биологическую активность.

Иногда мы разрабатываем технологии получения этих веществ уже в таких полупромышленных масштабах.

Наш институт, один из немногих, в состав которых входит производственное подразделение, где мы отрабатываем промышленные технологии получения тех или иных соединений. За последнее время были разработаны не только технологии получения природных веществ из природных источников, также были разработаны технологии получения рекомбинантных белков.

Елена Штылина:

- Получается, за последний год, наверное, наиболее серьезные успехи были в области получения рекомбинантных белков. А для чего они нужны?

Бактерии и пептиды с именами ученых

Михаил Кусайкин:

- Это анальгетические пептиды. Это потенциальные обезболивающие препараты. Один из них прошел первую часть доклинических исследований. Есть пептиды, которые обладают антидиабетическими свойствами. Это ингибиторы ферментов, опять же, амилаз.

Есть успехи в изучении низкомолекулярных соединений. Были получены новые соединения, которые обладают противогрибковой активностью и могут быть использованы как потенциальные антибиотики. Новые виды бактерий были открыты.

Не все знают название института биоорганической химии, но на самом деле в состав нашего института входит еще и лаборатория микробиологии. Это классические микробиологи, которые занимаются классификацией. Ученые выделяют бактерии из окружающей среды, из морской воды, или из морских объектов. Устанавливают таксономическую принадлежность этих бактерий и учатся их культивировать. А дальше вступают химики. Они пробуют выделить из этих бактерий вещества. Иногда получается, иногда не получается. Иногда бактерии называют даже в честь кого-то. Некоторые бактерии были названы в честь ученых нашего института, в честь Владивостока. Пибоцелла (пибок это сокращенное название нашего института на английском языке. Или мессония в честь морской экспериментальной станции.

Об этом и многом другом в медиастудии ГТРК «Владивосток».

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]
Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.