18 июня 1903 года газеты написали о начале эксплуатации Транссиба... через КВЖД

Все знают, что проехать из Владивостока в Москву и обратно по железной дороге можно только через Хабаровск. Но не все знают, что так было не всегда. Давным-давно все было наоборот: из Москвы путешественник приезжал в Приморье, а уже от нас следовал до Хабаровска. Как и почему так получилось, об этом «Вести-Приморье» рассказывают со ссылкой на «Энциклопедию Приморья».
Первоначально предполагалось строить Транссиб с запада – от Челябинска до Красноярска к Амуру, а с востока – от Владивостока до Хабаровки. Затем министр финансов С.Ю. Витте план изменил и предложил идти из Забайкалья во Владивосток напрямую через Маньчжурию и ст. «Гродеково». Эта дорога впоследствии получила название Китайской Восточной (КВЖД). Но одновременно строилась и дорога между Владивостоком и Хабаровском – Уссурийская. И если следовать хронологии, то первым движение началось именно на Уссурийском участке.
31 августа 1897 г. в 9 час. вечера при ненастной погоде у ст. «Духовской» в свете фонарей «были вбиты последние рельсовые скрепы» участка, и встретились два поезда – из Хабаровска и Владивостока. А 1 сентября в 6 час. вечера поезд, прибывший из Владивостока, отправился в обратный путь и 3 числа прибыл на станцию назначения.
Что касается КВЖД, то лишь 27 октября 1901 г. Витте доложил Государю: «С укладкой рельсов на протяжении 2400 верст от Забайкалья до Владивостока и Порт-Артура железнодорожное предприятие наше в Маньчжурии закончено, хотя, конечно, еще совершенно вчерне… Надеюсь, что через два года… дорога будет открыта для постоянного правильного движения».
О начале в 1903 г. эксплуатации Транссиба через КВЖД сообщили газеты. 18 июня «Дальний Восток»: «Наконец-то наша дорога закончена. Произошло это скромно. Приехали три инженера и техник. Походили, все осмотрели. Что-то в свои тетрадочки записали. Вот и все. Правда, вечером крепко пили, но какой «маньчжурец» вечером не пьет».
1 июля «Московские ведомости»: «Пассажиры, следующие из России в Хабаровск, на станции «Гродеково» пересаживаться не будут, а будут следовать до Хабаровска».
Но лишь в октябре 1916 г. курьерский поезд Международного общества спальных вагонов впервые проследовал из Петрограда во Владивосток «сплошным рельсовым путем» по русской территории – в Хабаровске было закончено строительство моста через Амур. Билет 1-го класс стоил 148 руб. 15 коп. 2-го – 88 руб. 90 коп., 3-го – 59 руб. 25 коп. Прокладка Транссиба обошлась России в 1 млрд 455 млн руб. 1 фунт стерлингов равнялся тогда 9 руб. 46 коп.