Как пройти в Приморье по маршруту Владимира Арсеньева и Дерсу Узала? Интервью

Илья Зорин, путешественник и знаток Приморья, предложил создать пешеходный туристический маршрут «По следам экспедиции В.К. Арсеньева». Этот маршрут пролегает по нетронутой тайге с ее уникальными растениями, где открываются виды на вершины приморской гряды - Сихотэ-Алиня.

В медиастудии ГТРК «Владивосток» с нашим гостем поговорили  о новых туристических тропах Приморья и подвижниках-приморцах, уже преодолевших маршрут, по которому 100 лет назад Владимир Клавдиевич Арсеньев прошел вместе со своим проводником Дерсу Узала. Оценить перспективность идеи приехали в Арсеньев представители министерства туризма Приморского края и проектной организации «Конкрит Джангл Архитектура».

В студии – Ника Олешкевич.

По следам Арсеньева

Ника Олешкевич:

- Всем здравствуйте! Микрофона Ника Олешкевич. В гостях у нас сегодня путешественник, автор туристических маршрутов. Расскажите, пожалуйста, про ваш легендарный крестовый поход на гору Снежную. 

Илья Зорин:

- Я живу в Арсеньеве, и у нас в Арсеньеве живет такой неординарный человек Юрий Павлович Минкин. Это директор молочного комбината, и у него очень активная жизнь. Много кого знает, много где бывает. И вот, честно говоря, не знаю, по каким таким тропам он ходил, где он познакомился с Федором Филипповичем Конюховым. 

Ника Олешкевич:

- А с ним, по-моему, везде можно познакомиться…

Илья Зорин:

- Ну, наверное, да. И, собственно, в апреле месяца этого года он мне позвонил и сказал: «Илья, тут я вспомнил, что ты когда-то писал диссертационную работу по дневникам Арсеньева Владимира Клавдиевича. И вот тут намечается в этом году, в сентябре, экспедиция Федора Конюхова в Приморье, как раз таки по следам экспедиции Арсеньева. И нам твои знания (то, что ты тогда изучал), было бы очень интересно применить. Давай встретимся».

Мы с ним встретились, поговорили. И он мне предложил написать такой вариант маршрута, который мог бы быть для подобной экспедиции. Я его написал, но потом впоследствии организаторы воспользовались своим маршрутом. Мой так, посмотрели, но его в работу сильно не взяли, потому что у них уже были до этого свои планы размечены. 

А он (Минкин – прим.ред.) говорит, ну, так как ты так проявил активность,  мы не забудем про то, что ты участвовал. И когда будет какая-то оказия, мы тебя обязательно пригласим поучаствовать в этом мероприятии. Я сказал, хорошо, зовите, всегда рад. И вот буквально две недели назад утром я был в тренажерном зале, а тут звонок от Юрия Павловича, поднимаю трубку, он говорит, вот ты нам сейчас и понадобился. Я спрашиваю, что такое? Он говорит, есть такое желание, у нас есть цель поставить на горе Снежный поклонный крест. И нам нужна помощь людей, которые знают эти места, которые там бывают, которые там ходят и знают, что ты там был, и нам нужен твой опыт. Я говорю, да, конечно, с удовольствием подключусь. Он сказал, другим ребятам из Арсеньева я дал задание сделать крест.

«Видишь, там на горе возвышается крест…»

Нас связали, состыковали, и в общем, это был во вторник, а в воскресенье мы уже поехали на установку, и вот у нас было очень немного времени познакомиться с ребятами, которые его (крест – прим.ред.) делали, подготовиться. И мы, собственно, подготовили свою такую небольшую экспедицию, чтобы это все осуществить, потому что, когда включился в этот процесс, я понял, что ребята не были там и не совсем представляют себе, что такое гора Снежная. Потому что крест они сделали очень большой, он весил порядка 140 килограммов из 15-го бруса, огромная такая ноша.

Все-таки гора есть гора, и там большой уклон, и вообще, каменистые осыпи, сложный подход, а нести надо такую большую махину на вершину. Техники не было вообще, все на руках. Да, то есть, там ты подъезжаешь на машине, есть возможность подъехать на машине до места старта, откуда обычно ходят все на гору снежную. Вообще, ее высота 1684 метра. А мы рассматривали вариант все-таки из Арсеньева его доставить и скинуть его на парашюте с вертолета или самолета, но потом отказались от этой идеи, потому что все-таки при приземлении на парашюте, если ветер, есть возможность, что его (крест – прим. ред.) могло куда-то снести, он мог вообще удариться. Ну, в общем, отмели эту идею, хотя, в принципе, возможность такая была.

Да, дальше все на руках, и, получается, нужно было подготовить морально людей, которые бы этот крест несли. Но все ребята были молодые, крепкие, и, конечно, статус Конюхова и вообще причастности к таким вещам людей, так сильно мотивировал, и все, в принципе, мы стали готовы. 

И вот, в воскресенье мы приехали в село Ясное, а туда дальше идет дорога на кордон Национального парка. Мы были готовы в 8 утра. Но экспедиция Конюхова (они же там на лошадях шли вдоль побережья, где-то по Сихотэ-Алиню), из-за своего графика движения ушла намного дальше, чем мы договаривались, и, соответственно, все пошло немножечко не как мы планировали. Потому что, ну, как я себе это представлял, лучше всего это было делать при свете дня. Ведь есть свои опасности: это все-таки горы. Но они задержались, и мы в итоге только в 19.30 прибыли на место старта, и у нас началось уже такое ночное восхождение, и тут пришлось (хорошо, что у меня есть опыт руководства группами в качестве гида) руководить этим процессом по восхождению.

Восхождение и тригопункт

Помимо креста, кстати, у них еще был новый тригонопункт. На вершинах раньше ставили тригонопункты, чтобы сделать карты правильные. От этих знаков геодезисты делали привязку, и потом делали карты местности. Они со временем остались на вершинах, сейчас на вершинах. Вот. Они несли новый тригонопункт, потому что они привезли с собой из геофизического и научно-исследовательского института оборудование, чтобы изучать сейсмологическую обстановку, метеорологическую, то есть, помимо тригонопункта еще было оборудование, и все это тоже тяжелое. 

Но людей было много, было больше 20 человек, и поэтому всем как-то так распределили на нагрузку. Первая часть группы пошла сразу на вершину, чтобы установить тригонопункт. Мы же второй группой несли крест. 

Ну, нести крест, это знать, как нести крест по жизни. Он был тяжелый, неудобный, большой, плюс в гору. Сначала ушел с ребятами, которые тригонопункт несли вперед, чтобы показать тропу, потом вернулся, понял, что у наших ребят слишком большой такой физический и моральный задор, они решили просто в лоб нести наверх, но это неправильным было решение, мы чуть свернули, стали поположе подниматься.

Об этом и многом другом в интервью в медиастудии ГТРК «Владивосток».

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]
«Вести: Приморье» в Telegram и MAX — подпишитесь на самые актуальные и интересные новости!
Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.