Военлет ТОФ растит достойную смену. Совместный проект «Вести:Приморье» и «Боевой вахты»

Представляем новый совместный проект официального сайта ГТРК "Владивосток" - "Вести:Приморье" и газеты Тихоокеанского флота России "Боевая вахта". На своих медиаплощадках мы представим материалы о мирных и военных буднях моряков-тихоокеанцев за авторством коллег легендарной газеты военных моряков-дальневосточников.
Вслед за Гагариным
С лейтенантской поры Александра Притчина многие сослуживцы уважительно называют Сан Санычем. Такое доброе и доверительное отношение 72-летний ветеран заслужил благодаря всестороннему знанию лётного дела, успехам в службе, беззаветному служению Родине.
К нему обращались за помощью, с ним советовались, и не только его ровесники: «Что скажет Сан Саныч? А что он думает по тому или иному вопросу?» И хотя заслуженный военный лётчик России полковник в отставке Александр Притчин давно «приземлён» на гражданскую жизнь, его связь с морской авиацией Тихоокеанского флота продолжается.
Начинал он свой путь в небо, как многие мальчишки в 60-х годах прошлого века. Учился в индустриальном техникуме Челябинска. После занятий спешил в местный аэроклуб, прыгал с парашютом, привыкал к высоте и свободному падению, учился самообладанию в любой нештатной ситуации. А потом по комсомольской путёвке был направлен в Оренбургское высшее военное училище лётчиков, то самое, в котором учился когда-то первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Отец Притчина, Александр Михайлович, одобрил выбор сына. Сам после Пермского авиатехнического училища четыре года служил авиационным механиком в морской авиации Черноморского флота, готовил к полётам самолёты и много рассказывал сыну о службе. А вот мама с некоторым опасением отнеслась к решению сына выбрать для себя столь опасную профессию, но перечить не стала. Рассудила, видимо, так: «Военное дело - профессия для настоящих мужчин!»
Обкатка Ту-16, Хороль и Вьетнам
У него на редкость счастливо складывалась лётная судьба. В 1975 году, после окончания училища, получил назначение в один из ракетоносных полков морской авиации Тихоокеанского флота, который базировался в ту пору на аэродроме Хороль. Ещё будучи помощником командира экипажа, офицер Притчин перегонял с завода новейшие в ту пору самолёты Ту-16 и облётывал их вместе со своим командиром. Такие полёты и сегодня приравниваются к испытательным, и для начинающего лётчика - хорошая школа.
Молодой офицер был прилежным учеником этой школы, и уже через два года ему доверили командование воздушным экипажем. А ещё через некоторое время вместе с лучшими авиаторами Тихоокеанского флота он был командирован на зарубежный аэродром Камрань. Летал в небе дружественного нам Вьетнама и над океаном.
Чем запомнились те полёты? Необыкновенной сложностью. Работать приходилось при 100-процентной влажности и 50-градусной жаре в чужом небе. 35 полётов над океаном выполнил экипаж Сан Саныча за время командировки во Вьетнам.
Подвиг авиаразведчиков и летные правила
Полковник в отставке Александр Притчин вспоминает один из эпизодов той служебной командировки:
- Нам поступил приказ срочно отыскать внезапно исчезнувший куда-то американский авианосец. Погода была откровенно нелётная: низкая облачность, морось и почти нулевая видимость. Но командир полка принимает решение на вылет: «Сан Саныч, готовьтесь, пойдёте со мной ведомым».
Почти сразу же после взлёта воткнулись в густую сеть, сотканную из тумана и моросящего дождя. Шли над водой на предельно низкой высоте. Бортовые радары выхватывали из этой слепящей белёсой мглы то одно проходящее судно, то другое, но желанной цели, которую мы искали, не было. Огромный плавучий аэродром словно растворился над водной гладью.
Вышли на американский корабль внезапно. Чтобы документально подтвердить свою находку, надо было авианосец сфотографировать. И тогда ведущий в нашей спарке командир полка полковник Иващук круто развернул самолёт для второго захода на цель. Я цепко держался в строю и не отставал от своего ведущего. В итоге вопреки всем существующим запретам мы прошли над палубой авианосца и сфотографировали его в нужных ракурсах. Палубные истребители-перехватчики догнали-таки нашу пару «тушек», но было поздно - наши самолёты уже заходили на посадку в Камрани.
За тот сложнейший полёт морские асы Тихоокеанского флота получили благодарность от нашей разведки. А вот министр обороны объявил ведущему пары полковнику Иващуку… выговор, командир ведомого самолёта Александр Притчин получил взыскание от командующего ВВС ТОФ. И было за что. В ходе этой тяжелейшей воздушной операции лётчики увлеклись и грубо нарушили запретную зону пролёта над иностранным боевым кораблём. За что и поплатились.
Во всей лётной практике полковника в отставке Александра Притчина это был единственный случай, когда он грубейшим образом нарушил лётные правила.
- Да, мы рисковали, - вспоминает он, - но считали этот риск благородным. И если бы мы не совершили тогда этот опасный манёвр, то не смогли бы сфотографировать авианосец в таком тумане и почти нулевой видимости. Ради этого и рисковали.
3600 часов воздушного аса
За свою долгую лётную службу Александр Притчин налетал более 3600 часов, стал известным в морской авиации Тихоокеанского флота воздушным асом, заслуженным военным лётчиком РФ. Но для всех своих крылатых сослуживцев, с кем делил небо, он остался всё тем же верным боевым другом, уважаемым Сан Санычем.
Нет, он не расстался с небом. Теперь отец лётной династии Притчиных провожает в полёты двух своих сыновей - Константина и Дениса, которые служат в морской авиации Тихоокеанского флота, в одном авиационном полку, хотя и на разных аэродромах.
Константин Притчин, сколько помнит себя, всегда находился в окружении морских лётчиков и боевых самолётов. Родился в одном из авиагарнизонов Тихоокеанского флота, в Хороле. Отец его, в ту пору старший лейтенант, помощник командира экипажа воздушного ракетоносца, только начинал торить свой путь в небо. Рядом с Притчиными жил молодой, энергичный, весёлый народ - морские авиаторы.
Сыновей тоже манит небо
Едва Костя подрос, отец стал брать его с собой на аэродром. «Сыну лётчика пора привыкать к самолётам», - рассудил он. Конечно, Александр Александрович втайне надеялся, что Костя когда-нибудь тоже подружится с небом, будет летать. И не ошибся.
Костя учился ещё в девятом классе, когда отец однажды сказал ему: «Ты уже взрослым становишься, пора определяться, кем хочешь стать в этой жизни». «А я уже сделал свой выбор - хочу летать, как ты», - коротко ответил сын.
Больше к этому разговору они не возвращались. После окончания школы, в 1994 году, по рекомендации отца, в ту пору уже заслуженного военного лётчика, Константин Притчин был направлен на учёбу в Челябинское высшее военное Краснознамённое училище штурманов, которое успешно окончил на самом пороге нового века, в 1999-м.
Лейтенант Константин Притчин получил назначение в морскую авиацию Тихоокеанского флота. Служил в противолодочном полку, затем в транспортном. Сейчас подполковник Притчин - старший штурман авиационного полка.
На шесть лет моложе Константина младший из сыновей Притчиных - Денис. По наставлению отца он начинал прокладывать свою дорогу в небо с аэроклуба в Новонежино. Прыгал с парашютом, летал на самолёте-планёре. Затем окончил Краснодарское военное училище лётчиков и получил назначение в транспортную эскадрилью морской авиации Тихоокеанского флота. Сегодня майор Денис Притчин - командир одного из военно-транспортных самолётов в эскадрилье под командованием подполковника Александра Климова.
История морской авиации в руках аса
А с недавних пор у отца авиационного семейства появилась общественная работа, связанная с историей морской авиации Тихоокеанского флота. У командования давно был план создания музея, рассказывающего о славном боевом пути лётчиков-тихоокеанцев. Не знали, кому поручить это важное дело. Выбор пал на ветерана Притчина.
- Александр Александрович, принимайте под будущий музей строение старого контрольно-пропускного пункта, - предложил тогдашний начальник морской авиации полковник Дмитрий Карпов. - Там сейчас склад ненужных вещей. Поможем их вывезти и отремонтировать помещение.
Так на многие месяцы заслуженный военный лётчик Притчин стал строителем, столяром и оформителем. Сам изготавливал полочки и планшеты, мастерил стенды с остеклением, искал и находил макеты боевых самолётов, редкие документы и фотоальбомы, выпрашивал в частях старые лётные костюмы и шлемы.
Многотрудная работа завершилась 4 апреля 2018 года, когда полковник Карпов и генерал-майор авиации в отставке Валерий Сафонов в торжественной обстановке и в присутствии офицеров управления морской авиации разрезали традиционную ленточку.
Сегодня в книге посетителей музея насчитывается не одна сотня благодарных отзывов. Школьники и их учителя - а они основные посетители экспозиции - благодарят нештатного экскурсовода Александра Притчина не только за познавательные рассказы, но и за наглядные уроки военно-патриотического воспитания, в основе которых - история достойной службы Отечеству самого ветерана и его сыновей.
Владимир Бочаров, "Боевая вахта".