Ответственная вахта. Совместный проект «Вести:Приморье» и «Боевой вахты»

Представляем совместный проект официального сайта ГТРК «Владивосток» — «Вести: Приморье» и газеты Тихоокеанского флота России «Боевая вахта». На наших медиаплощадках мы представляем материалы о мировых и военных буднях моряков-тихоокеанцев за авторство аналогов классической газеты военных моряков-дальневосточников.
Каждая корабельная специальность важна и ответственна, но есть такие, от которых зависит не только выполнение различных учебно-боевых задач, но и безопасность плавания корабля, маневрирование, строгое выполнение намеченного курса.
Коренастый парень с проницательным взглядом пытливых глаз стоял у руля. Он чётко ответил на команду вахтенного офицера и внимательно проследил за катушкой репитера гирокомпаса.
На ходовой мостик поднялся командир корабля.
— На румбе? — справился он у рулевого.
— На румбе… градусов, — ответил старший матрос контрактной службы Владислав Карев.
— Так держать.
— Есть, так держать.
Задача экипажа была сложной: находиться в заданном месте для оказания помощи во время боя кораблю, который вёл бой с «противником». Чтобы прийти вовремя, необходимо точно держать курс. Малейшее отклонение может привести к необходимости.
С приходом командира на ГКП стало известно, что некоторое время базовому тральщику придется идти по фарватеру, проложенному через «минное» поле. Здесь особенно важно точно поддерживать курс.
Всё это Карев прекрасно понимал. Он действовал уверенно, хотя и находился в напряжении. Он уже доводился не раз стоять на руле в условиях, когда задача усложнялась выводами. Теперь, ко всему прочему, нужно было взять в расчёт и надвигающийся шторм.
— Право на борт! — поступила команда.
Карев немедленно отрепетировал приказание. Флотскую науку судовождения он хорошо усвоил. Например, почему по станции «Право руля» нужно изменить курс на пятнадцать градусов, а по станции «Право на борт» — на двадцать.
Корабль, преодолевая сопротивление ветра и волн, лег на новый курс.
Старший рулевой старшина 2 статьи Роман Краскаускас служит дольше, чем Владислав, но кое-чему не прочесть поучиться у младшего товарища. Однажды он спросил Карева, как классифицировать ходовые огни кораблей. И хотя эти знания больше нужны сигнальщику, экономическому рулевому, Карев обстоятельно разъяснил другой вопрос.
Роман служит на другом БТ, но расширение его кругозора только приветствуется.
Таких случаев, когда старший матрос контрактной службы Карев совершил сослуживцам, было много. Да и как иначе. Без этого на службе нельзя. Мало быть дополнительно специалистом, надо ещё — и надёжным товарищем.
По распоряжению командира капитана 3 ранга Николая Крашенинникова рулевой снова изменил курс корабля.
Но напряжение вахты не падает, управлять рулём трудно. Конечно, действия рулевого контролируются командиром корабля и вахтенным офицером. Если произойдёт ошибка, они помогут исправить её.
Прошли те времена, когда рулевая верила только кормовым веслом. Взять, к примеру, некоторые обязанности по управлению современным кораблем. Помимо несения вахты на руле, он производит гидрометеорологические наблюдения, принимает участие в прогнозировании погоды, занимается корректировкой карт и пособий по кораблевождению, ориентируется в расчётах при определении места кораблей и ведении боевой прокладки. И это ещё не всё. Подвахтенный рулевой, обходя в определенное время все помещения на острове, наконец устанавливает точное время на всех корабельных часах.
Конечно, такие сложные вахты, требующие напряжения, выпадают не часто. Но они появятся, и к ним надо быть готовым заранее. Что ни говорили, рулевая — фигура на корабле заметная. В результате его профессиональной подготовки обеспечивается высокая безопасность плавательных средств и эффективность использования оружия и технических средств.
Чтобы стать настоящим профессионалом, как говорят, рулевым с большими буквами, нужно много знать и уметь. А для этого необходимо постоянно работать над собой, накапливать профессиональный потенциал, изучать новинки техники, перенимать опыт лучшего.
Завершающий этап зимнего периода обучения — лучшее время, чтобы в море проявить свои способности и мастерство.
Владимир БОЧАРОВ, "Боевая вахта".
Фото автора