Что мы знаем о народах Дальнего Востока? Тазы

Тазы — небольшая этническая группа на юге Дальнего Востока, это один из самых малочисленных народов России. Их родственными этносами являются удэгейцы и нанайцы, у которых тазы переняли целый ряд традиций и быт.
Тазы проживают в основном на территории Приморского края, наиболее компактно — в селе Михайловка Ольгинского района.
Как указывают в статье "Тазы // «Историческая энциклопедия Сибири»", в разные периоды своего существования численность тазов значительно варьировалась. Так, в 1872 их насчитывалось в Уссурийском крае 638 человек, в 1902 — 782, в 1915 — 183, в 1955 - 156, в 1971 - 172, в 1990-х гг. - 204, в 2002 - 276 человек.
В 2000 году тазы были официально признаны в качестве самостоятельного народа и включены в единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Происхождение тазов
Российская онлай-энциклопедия представляет и другие интересные факты, базирующиеся на трудах современных отечественных исследователей. В 1830-х — 1850-х годах на территорию Уссурийского края (современного Приморья) начинают проникать китайцы, первоначально остававшиеся здесь только в тёплое время года. Они занимались сбором женьшеня, а позднее к сборщикам женьшеня добавились охотники за пантами, добытчики морепродуктов, собиратели грибов. Со временем некоторые из них оседают на этой территории, занимаясь земледелием и торговлей.
Среди китайских переселенцев преобладали мужчины, поэтому они вступали в брак с женщинами местных племён — удэгейками на юге края и нанайками в его северных районах. Постепенно складывалось метисное население, к которому применяли китайское наименование «да-цзы» (аборигены, туземцы). После присоединения в 1858—1860 годах Уссурийского края к России русские стали называть этим словом (которое в их устах стало звучать как «тазы») коренное население Приморья (преимущественно удэгейцев, но также орочей и местное метисное население).
Исследователь Дальнего Востока, путешественник Владимир Клавдиевич Арсеньев упорядочил терминологию, последовательно разграничив удэгейцев, китайцев и сложившуюся к концу XIX века новую этническую группу метисного происхождения, которую рассматривал как «окитаенных» удэгейцев (они в то время жили оседло и занимались огородничеством, а говорили на разновидности северно-китайского языка), но, в то же время считал самостоятельной народностью: они существенно отличались от китайцев по культуре и хозяйственному укладу, причём сами себя китайцами не считали. За этой группой и закрепилось название «тазы». Об этом в своих работах написал Влади́мир Бе́ликов, российский лингвист и этнограф, социолингвист и доктор филологических наук, и Елена Перехвальская), ведущий научный сотрудник Отдела языков народов России Института лингвистических исследований РАН, доктор филологических наук.
Когда в 1936 году советские власти начали депортировать с Дальнего Востока в Среднюю Азию граждан СССР китайской и корейской национальностей, то вместе с ними стали было высылать и тазов. Однако благодаря разъяснениям В. К. Арсеньева части тазов удалось избежать депортации; при этом большинство тазов, живших ранее на хуторах в Ольгинском, Кавалеровском и Тетюхинском районах, в 1938 году были переселены в деревню Михайловка Ольгинского района, освободившуюся после выселения жившие там корейцев (по данным https://ru.ruwiki.ru/wiki/Тазы_(народ))
Язык тазов
Язык тазов - один из говоров северного диалекта китайского языка. Он имеют аналогию с говорами северного Китая, но обладает большим своеобразием, что связано с его длительной изоляцией от основной массы носителей этих говоров, а также влиянием местных языков.
Язык тазов представляет собой говор северо-восточного наречия (дунбэйхуа) севернокитайского языка со значительным количеством заимствований из нанайского и удэгейского языков. В 1880-х годах насчитывалось 1050 носителей этого диалекта, но на момент начала XXI века его знали только несколько старых женщин из села Михайловка в Приморском крае. Данные всероссийской переписи населения 2002 года показали, что все тазы считали родным русский язык. По данным переписи 2010 года, владеющих тазским языком в России нет.
В экспедиции ученые составили словарь из 400 слов. Больше тазы вспомнить не смогли. Об этом нам вновь рассказывает Российская онлайн-энциклопедия.
Духовная культура тазов
В основе представлений тазов о душе и природе лежит анимизм. Под природой понимается все окружающее человека – небо, горы, реки, тайга, стихии, земля и вся вселенная, в том числе дух и божество. Все управляется добрыми и злыми духами, которые во множестве населяют окружающий мир и, пользуясь своей невидимостью, зорко следят за человеком.
Из Интерактивного атласа малых и малочисленных народов мы узнаем, что у тазов мир духов делится на добрых сынов и злых сакха, это отличало их мировоззрение от мировоззрения удэгейцев, у которых не было такого деления. Всеми небесными и земными божествами, добрыми и злыми духами, управляет невидимая сущность, верховное божество Лао‐е. Его сила не распространяется только на равнозначное верховное божество нижнего мира Янгу-е и на бога зла, насылающего болезни Яудина.
Многие стороны духовной культуры тазов часто сближаются с китайскими духовными традициями. Китайцы, придерживаясь даосизма и буддизма, верят в существование разных миров и многочисленных божеств, населяющих окружающий мир. У тазов вселенная разделялась на три мира: небесный, земной и подземный. Верховный мир (мир неба) тазы называли термином тяхо , в нем повелевало божество Лао-е . Средний, или земной, мир – янды , ассоциировался с тайгой, местом жизни и промыслов, в нем владыкой было божество Сан-сын-е (Сан-сы) с ближайшим помощником тигром – ломаза . А в нижнем, или подземном, мире – индя , управляло божество Янгу-е. Каждое божество того или иного мира имеет многочисленных помощников, местных эзэней – хозяев живых существ и природных объектов.
По верованиям тазов, каждый вид зверя имел своего хозяина, который приравнивался к лесному божеству. Так пишет Сергей Николаевич Браиловский, русский историк литературы и педагог, пять лет жизни посвятивший Дальнему Востоку и изучению культуры и языка коренного населения. В 1901 году он написал обобщающую этнографическую работу по культуре удэгейцев и тазов — «Тазы, или УдиЬэ». Ученый рассказывает, что. например, хозяина пушных зверей тазы называли термином «Нэу — лесной бог», который оказывал промысловикам помощь в добыче соболей, пантов и корней женьшеня.
Сохранение тазов как народа
В Интерактивном атласе малых и малочисленных народов можно узнать, что экспедиции, в которых участвовал С.Н. Браиловский, имели антропологическую и этнографическую направленность, были посвящены изучению всех сторон жизни коренного населения, включая антропометрию. Так, экспедиция на Сучан 1896 г., организованная Обществом изучения Амурского края, обследовала тазов рек Сяо-Судзухэ и Та-Судзухэ. Многие сборы этой экспедиции пострадали в результате сильного тайфуна, но по памяти удалось восстановить материалы этой экспедиции, которые были опубликованы в виде заметок и очерков в газете «Владивосток» под рубрикой «По захолустьям Приморской области». В очерке «Из-за бабушки» описал положение женщины у тазов и манз Приморья.
Работы ученого затрагивали тему сохранения народа тазов. В статье «Угасающее племя. Тазы бассейна Судзухэ» он призывал царскую администрацию осуществлять практические мероприятия. Предлагал разграничить тазов от китайцев, освободить их от эксплуатации, разрешить переселяться в любые районы, жить в любых поселениях, оказывать им медицинскую помощь.
Заслуга ученого заключается в разграничении двух народов – орочей и тазов и введении в этнографическую литературу этнонима «удиЬэ» как самоназвания обособленной этнографической группы в составе тазов. Определенное внимание С.Н. Браиловский уделял и экономическому состоянию тазов и удэгейцев.
Традиции тазов
На традиции тазов оказало большое влияние китайское происхождение. Сильнее всего прослеживаются особенности, касающиеся медицины и врачевания. Некоторые тазы до сих пор используют глину в качестве адсорбирующего средства, вытягивающего из организма токсины. Смесь из глины используется для восстановления людей, переживших пищевые отравления. Среди тазов есть опытные специалисты, использующие техники иглоукалывания. Некоторые из них работают в клиниках Северного Китая, применяя знания акупунктуры. Об этих интересных фактах рассказывает Наталья Кошина в статье «Тазы – почти исчезнувшие люди».
Девочка в тазской семье еще в юные годы должна узнать о том, каково быть матерью. Мальчиков же обучают охотничьему ремеслу.
Велика роль игр. Поэтому тазы всегда любят поиграть в простые, но увлекательные игры. Например, шахматы или кости. Мальчишки часто бегают наперегонки и борются на палках.
Подготовила Мария Халиулина.