«Ввоз японских машин начался в 70-е»: правый руль и история Владивостока — в интервью с Василием Авченко

В 2025 году Владивосток отметит 165 лет со дня основания. Корреспонденты «Радио России. Приморье» и «Вестей FM. Владивосток» подготовили для вас новый проект к юбилею любимого города. От истории основания приморской столицы в 1860-м году до сленга Владивостока: из серии наших интервью вы узнаете об особенностях портового города, которые определяют его идентичность. Слушайте с 26 мая каждый понедельник — в 8:10 на «Радио России. Приморье» (102,1 FM + онлайн) и в 9:45 на «Вестях FM. Владивосток» (89, 8 FM).

В первом выпуске мы обсудили историю основания Владивостока - такую же туманную, как и его климат. Следующей темой программы стал непосредственно климат столицы Приморского края. А сейчас речь пойдёт об одной из главных ассоциаций при слове «Владивосток» — это правый руль и наши любимые японские автомобили. 

Корреспондент - Анастасия Барабаш.

Гость - Василий Авченко, писатель, журналист, автор документального романа «Правый руль».

Анастасия Барабаш:

- Когда во Владивостоке появился первый автомобиль. Есть ли такая информация?

Василий Авченко:

- Нет, я точно не знаю, но это случилось в начале XX века. Первые автомобили были европейских марок, но самое интересное, что уже тогда они в основном были праворульные. Тогда еще не было строгих правил, как двигаться машинам, как двигаться лошадям, кто кому уступает дорогу. Но большая часть автопроизводителей той поры предпочитали располагать руль справа. Даже если посмотреть экранизацию «Золотого теленка» (0+) — автомобиль Остапа Бендера и компании по прозвищу «Антилопа Гну». То и в старой экранизации, и в новой экранизации этот допотопный драндулет оснащен правым рулем. Это неслучайно. Тогда, в общем, еще не было строгой системы. Но в основном был правый. А потом уже, когда страны вводили правила — где-то правостороннее движение, как у нас, где-то левостороннее, как, допустим, в Великобритании — тогда уже рули заняли своё место там или здесь. Во Владивостоке тоже понятно, возможно, он был не самым первым городом России. Но, тем не менее, с начала XX века автомобили по улицам начали бегать. А вот что известно точно, так это дата первого ДТП во Владивостоке. Я сейчас её не вспомню, но, кажется, это был 1907 год, когда автомобиль присяжного поверенного по фамилии Преображенский, фамилия здесь тоже, в общем, неслучайная, потому что облик города начал преображаться, — этот автомобиль один из первых в городе налетел на экипаж генеральши Белой. Был такой генерал Белый, герой Порт-Артура, который после сдачи крепости переехал жить во Владивосток. Такое произошло столкновение. Лошади испугались автомобиля, экипаж опрокинулся, потом были разборки. Вот юрист Преображенский, может быть, в силу своего упрямства, а может быть, в силу того, что он юрист, он пытался от себя вину отвезти, но этого ему не удалось. Пришлось возместить ущерб, принести извинения. Самое интересное, что после этого городская дума разработала первые в истории города правила дорожного движения. Там было прописано, с какой скоростью должна передвигаться машина — эта скорость была довольно небольшая, чтобы не пугать лошадей, и другие меры предосторожности. Вот с этого момента и началась история автомобилизма Владивостока. Понятно, что потом, в советское время, автомобилей стало больше, в основном это были отечественные марки — грузовики, легковушки. А дальше пришел черед и нашим знаменитым праворулькам.

Анастасия Барабаш:

- А верно, что первые японские автомобили появились в Приморье в 45-м году как трофеи войны?

Василий Авченко:

- Какой-то единичный экземпляр, конечно, теоретически мог быть завезен раньше, но мне об этом ничего не известно. А вот после советско-японской войны 45-го года, конечно, такие трофейные машины появились в небольшом количестве, но все-таки появились. Насколько я понимаю, их каким-то образом привозили старшие офицеры или даже высшие офицеры. Вот один из таких автомобилей можно сегодня увидеть в музее техники 20-го века на Садгороде. Это такой маленький, по-моему, пикапчик марки Datsun. Потому что тогда автомобильная фирма, которая сейчас называется Nissan, называлась Datsun. Потом она переименовалась в Nissan, а слово Datsun стало названием одной из моделей Nissan. Тогда вся фирма называлась Datsun. Вот такой пикапчик, на котором, наверное, ездил, может быть, японский генерал. Вот он попал в Владивосток, и здесь тоже на нем кто-то какое-то время ездил, прежде чем он прошел несколько превращений, потому что машина стареет. Сначала она становится ведром с гайками, а уже потом — раритетом, музейной ценностью. Вот такому автомобилю выпала именно такая почетная пенсия.

Анастасия Барабаш:

- Вообще, я так понимаю, изначально иномарки попадали в наш закрытый город в виде исключения?

Василий Авченко:

- Да, да. Причём, если говорить о правом руле, был ещё такой курьёз. В 60-х годах сюда попало несколько праворульных «Волг». Вот та самая ГАЗ-21, очень красивая. Была с оленем на капоте, была и без оленя. Эта 21-я «Волга» до сих пор считается многими образцом стиля. Несколько таких машин было приписано к советской дипломатической миссии в Сингапуре, где в силу наследия английского империализма принято левостороннее движение, соответственно, и правый руль. Поэтому там автомобили делали в специальном исполнении — в праворульном. А потом, спустя какое-то время, они выработали свой ресурс и, как полагалось, были реализованы частными лицами. Вот таким путём их и завезли во Владивосток, где они какое-то время поездили. Но это, конечно, были не иномарки. А в 70-е годы, конечно, моряки, капитаны потихоньку стали завозить машины — японские, как правило. 

Об этом и многом другом в интервью в медиастудии ГТРК «Владивосток».

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]