Теплеет зима, и теплеет лето: как изменилась погода во Владивостоке с 1860 года? Интервью
В 2025 году Владивосток отметит 165 лет со дня основания. Корреспонденты «Радио России. Приморье» и «Вестей FM. Владивосток» подготовили для вас новый проект к юбилею любимого города. От истории основания приморской столицы в 1860-м году до сленга Владивостока: из серии наших интервью вы узнаете об особенностях портового города, которые определяют его идентичность. Слушайте с 26 мая каждый понедельник — в 8:10 на «Радио России. Приморье» (102,1 FM + онлайн) и в 9:45 на «Вестях FM. Владивосток» (89, 8 FM).
В первом выпуске мы обсудили историю основания Владивостока - такую же туманную, как и его климат. А сегодня темой программы стал непосредственно климат столицы Приморского края.
В студии: Анастасия Барабаш.
Гость: Борис Кубай, начальник Приморского УГМС.
Анастасия Барабаш:
- Наш мусонный климат для какой части света характерен, на кого мы похожи?
Борис Кубай:
- Вы думаете мы не похожи ни на кого?
Анастасия Барабаш:
- Хотелось бы, конечно, в это верить.
Борис Кубай:
- Мусонный климат характерен для всех стран юго-восточной Азии, а вот погода везде немножко разная.
Анастасия Барабаш:
- Давайте начнем сначала. Когда во Владивостоке появилась первая метеостанция?
Борис Кубай:
- Первые метеонаблюдения были произведены в 1860 году: когда подошел корвет "Воевода", то его экипаж проводил эти наблюдения. А дальше, почти через 10 лет, открылась метеостанция уже стационарная, и называлась она «Владивосток порт».
Анастасия Барабаш:
- То есть наблюдения за погодой начались сразу?
Борис Кубай:
- Как только был основан Владивосток, так и начинались метеонаблюдения.
Анастасия Барабаш:
- На данный момент сколько у нас в крае метеостанций, хватает ли их, сколько их вообще должно быть?
Борис Кубай:
- Метеостанций федерального уровня 32. Это количество позволяет выполнять федеральный заказ - для того, чтобы отслеживать, как на Дальнем Востоке меняются климат и погода. Этого, в принципе, достаточно, но можно глубже коснуться вопроса. Когда необходимо изучать микроклимат - как изменяется микроклимат района, поселка, города, - то, конечно, этого количества недостаточно. Например, в соседней китайской провинции Хэйлунцзян работают 80 метеостанций федерального уровня, а территориального и локального уровней - 1500. А у нас всего пунктов гидрологических агрометеорологических аэрологических и так далее, всего 150, то есть в 10 раз меньше.
Анастасия Барабаш:
- И все же мы можем проследить тенденции, как менялась погода за все время наблюдений?
Борис Кубай:
- Да, тенденции есть. Теплеет зима, и чуть-чуть теплеет лето. Более интенсивно теплеет зима.
Анастасия Барабаш:
- Это, наверное, плохо, но наверняка есть и обратная сторона этого вопроса?
Борис Кубай:
- Есть обратная сторона, и опять-таки для кого, для каких целей? Дело в том, что климат действительно меняется, при этом очень важна не средняя температура по всей территории края. Там сотые, может быть, одна-две десятых градуса за 10-30 лет. А если брать конкретные населенные пункты, то там картина более пестрая.
Анастасия Барабаш:
- Борис Викторович, это очень интересно. Расскажите пожалуйста, про аномальные случаи. Я имею в виду то, какая максимально высокая и минимальная температура, которые были у нас зафиксированы?
Борис Кубай:
- Скажем так, абсолютный максимум был зафиксирован в поселке Красный Яр, это было + 42,4 градуса по Цельсию в 2021 году. Если абсолютный минимум, то -49.
Анастасия Барабаш:
- Но при нашем ветре, мне кажется, это ощущалось еще холоднее.
Борис Кубай:
- Нет, как правило, при такой температуре ветер штилевой.
Об этом и многом другом - в интервью в медиастудии ГТРК «Владивосток».