«Огонь маяка — как паспорт человека»: интервью об истории и особенностях маяков Владивостока

2 июля 2025 года Владивосток отметит 165 лет со дня основания. Корреспонденты «Радио России. Приморье» и «Вестей FM. Владивосток» подготовили для вас проект к юбилею любимого города. От истории основания приморской столицы в 1860-м году до сленга Владивостока: из серии наших интервью вы узнаете об особенностях портового города, которые определяют его идентичность. Слушайте с 26 мая каждый понедельник — в 8:10 на «Радио России. Приморье» (102,1 FM + онлайн) и в 9:45 на «Вестях FM. Владивосток» (89, 8 FM).

В первом выпуске мы обсудили историю основания Владивостока - такую же туманную, как и его климат. Следующей темой программы стал непосредственно климат столицы Приморского края. Затем мы обсудили одну из главных ассоциаций при слове «Владивосток» — это правый руль и наши любимые японские автомобилиСегодня корреспондент Анастасия Барабаш узнает об истории и особенностях маяков в столице Приморского края. 

Гость студии: Анастасия Мягкая, главный инженер навигационного-гидрографического отделения гидрографической службы Тихоокеанского флота.

Анастасия Барабаш:

- Сколько лет самому старому маяку в Приморском крае, когда появился первый маяк во Владивостоке?

Анастасия Мягкая:

- Самый старый маяк — это маяк Скрыплёва. Так как он находится рядом с Владивостоком, можно сказать, что он и первый во Владивостоке. Построен он в 1876 году. В следующем году мы отмечаем 150-летие нашему маяку. Это очень значимая дата. Маяк сам по себе красивый. Много можно о нём говорить. И построен он был закономерно, поскольку город и порт Владивостока развивались, мореплавание оживилось, и, естественно, необходимо было ограждать от навигационных опасностей. А, если говорить о первом маяке, который находится именно непосредственно во Владивостоке, то, естественно, это маяк Токаревского. Первое временное сооружение башни было построено в 1886 году, но впоследствии, конечно, всё изменилось. Вместо этого временного сооружения возвели круглую каменную башню, и считается, что официальная дата основания маяка Токаревского, — 1913-й год. Но первое сооружение было построено в 1886 году. Следовательно, Скрыплёв — это первый маяк в Приморском крае, а маяк Токаревского — именно во Владивостоке.

Анастасия Барабаш:

- Сколько всего маяков у нас в Приморском крае?

Анастасия Мягкая:

- В Приморском крае насчитывается более 20 обслуживаемых маяков и столько же автоматических.

Анастасия Барабаш:

- На сегодняшний день именно в Владивостоке у нас работающих маяков сколько?

Анастасия Мягкая:

- Действующих маяков у нас около десяти. Именно во Владивостоке.

Анастасия Барабаш:

- Хотелось бы узнать о классификации маяков. Они же делятся на какие-то типы?

Анастасия Мягкая:

- Да, они действительно различаются. Обычный человек видит сооружение, похожее на маяк, и автоматически называет его маяком. Но для специалистов вроде меня и моих коллег из службы, естественно, понятие «маяк» гораздо шире. Существует чёткое разделение между понятиями «маяк», «светящий навигационный знак» и «несветящий навигационный знак». Для большинства людей любое подобное сооружение ассоциируется исключительно с маяком. Однако различия существенны: маяк имеет значительно большую зону освещения — свыше десяти миль, тогда как светящий навигационный знак виден лишь на расстоянии до десяти миль. По конструкции тоже есть разница: маяк представляет собой капитальное каменное сооружение, в то время как навигационные знаки чаще всего выполнены из металла. Именно поэтому, когда меня спрашивают конкретно о маяках, я порой теряюсь, что ответить, поскольку термин «маяк» подразумевает нечто совершенно особенное и строго определённое.

Анастасия Барабаш:

- Цвет и высота маяков о чем-то говорят?

Анастасия Мягкая:

- Создание нового маяка — это сложный процесс, целая работа. Нужно учитывать местность, высоту над уровнем воды, необходимую высоту основания башни. Каждый маяк уникален: у каждого своя высота, своя окраска, соответствующая особенностям места установки и решаемой задаче.

Анастасия Барабаш:

- То есть это не просто так, вот мы хотим построить новый маяк, он будет, например, 20 метров. Покрасим его в красно-белый.

Анастасия Мягкая:

- Верно, установка маяка — это серьёзный проект, выполняемый организацией, обладающей соответствующей лицензией. Всё делается по строгим правилам и после согласования с различными государственными структурами. Просто установить маяк невозможно. Что касается окраски, то здесь также существуют четкие требования. Цвет маячной башни или навигационного знака обязательно должен контрастировать с окружающим ландшафтом. Например, нельзя ставить зелёную башню маяка среди зелёного леса — мореплаватель попросту не заметит такой объект. Каждое сооружение окрашивается индивидуально, исходя из конкретных условий видимости, и эта окраска утверждается в официальной проектной документации.

О том, что не бывает двух одинаковых огней маяков, о жизни смотрителей маяков, о навигационных сооружениях и туристах — об этом и многом другом в видеоверсии интервью в медиастудии ГТРК «Владивосток».

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]
  • «Портовый город определяет живость речи и новые слова»: интервью о сленге Владивостока

    1.07.2025 16:05
  • «Ввоз японских машин начался в 70-е»: правый руль и история Владивостока — в интервью с Василием Авченко

    17.06.2025 12:35
  • Теплеет зима, и теплеет лето: как изменилась погода во Владивостоке с 1860 года? Интервью

    2.06.2025 09:03
  • История основания Владивостока туманная, как и его климат. Интервью

    26.05.2025 18:24
  • Владивостоку 165 лет: новый проект «Радио России. Приморье» — к юбилею города

    25.05.2025 15:13
  • 20 ноября 1876 года загорелся сигнальный огонь на первом в Приморье маяке – о. Скрыплева

    20.11.2023 07:00
  • «Радио России. Приморье»: история Владивостока к 160-летию города

    30.06.2020 21:38
  • Во Владивостоке на маяке Басаргина освятили поклонный крест (фото)

    27.09.2019 20:03
  • Маяк Басаргина отмечает 80-летие

    28.09.2017 10:44
  • «Вести: Приморье» поздравят маяк Басаргин с юбилеем в прямом эфире

    27.09.2017 13:28
  • Информация

    Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.