Командирская миссия Алексея Дружинина. Совместный проект «Вести: Приморье» и «Боевой вахты»

Командирская миссия Алексея Дружинина. Совместный проект «Вести: Приморье» и «Боевой вахты»

Профессиональные знания, морская выучка и практические навыки, общее развитие и культура, уважительное отношение к подчинённым, способность отстоять свое мнение перед начальством формируют авторитет командира подводной лодки. Главная роль в его становлении отводится командованию соединения.

Над всем экипажем лодки — один рубочный люк. Он задраивается и открывается только командиром лодки, и это играет большую психологическую роль для всех членов экипажа.

Подводники-офицеры, старшины и матросы питаются одним и тем же пайком, с одного камбуза. Они дышат одним воздухом внутри прочного корпуса. Казалось бы, мелочь, но это имеет большое значение. Экипаж лодки — одна большая семья, в которой от каждого зависит жизнь всех его членов. Создать по-настоящему профессиональный, дружный и сплочённый коллектив, к сожалению, получается не у каждого командира.

Нигде, кроме как на подводной лодке, нет такой близости командира к своим подчинённым. Здесь каждый матрос и старшина чувствуют плечо друг друга, в том числе и командира, который всегда рядом. Они смотрят на него как на человека, от которого зависят не только их будущее, их жизнь, который при выполнении боевых задач в море имеет полное право отдать приказ, выполнение которого сопровождено риском для жизни.

Право носить знак командира, стоять на командирском мостике или в центральном посту даётся самым лучшим представителям флота, тем, кто способен нести нелёгкое бремя ответственности за принятое решение. Моменту назначения на должность командира корабля предшествует тяжелейший труд, который сопряжён с постоянным повышением образования, тяготами и лишениями военной службы. В том, что тот или иной экипаж становится передовым, велика заслуга каждого его члена, но в первую очередь — командира. А что главное в его деятельности? Высокая боевая готовность вверенного ему корабля.

Любой командир современного надводного корабля или подводной лодки должен понимать, что это не рубеж, на который достаточно однажды выйти. Стоит командиру даже незначительно ослабить внимание к любому элементу службы, как это неминуемо повлечёт за собой снижение уровня боеготовности в целом. Для командира важно, чтобы экипаж и корабль были в любой момент готовыми к бою, подчинённые действовали правильно и быстро при встрече с неожиданностями, молниеносном переключении с одного вида боевой деятельности на другой, успешно выполняя любое решение командира.

Один из таких командиров — капитан 1 ранга Алексей Дружинин, который возглавляет экипаж одного из «Ясеней» — атомных подводных крейсеров Тихоокеанского флота проекта 885М. Наш сегодняшний герой не любит шаблонов и считает, что одно из важнейших качеств для командира — это гибкость и умение понимать людей.

Атомный подводный крейсер «Красноярск» всего второй год в составе Тихоокеанского флота. Эта четвёртая субмарина проекта «Ясень-М». Не так давно подводники вернулись в родную базу после трёх месяцев, проведённых в море.

«Были произведены две стрельбы крылатыми ракетами, торпедные стрельбы, все упражнения были выполнены впервые на корабле такого класса на ТОФ. Эти мероприятия данным кораблём были проведены ранее только на государственных испытаниях», — рассказывает капитан 1 ранга Алексей Дружинин.

В 2003 году, ещё во время учёбы в военно-морском училище, он командовал отделением. А теперь ответственность приходится нести не только за корабль, экипаж и выполнение боевой задачи, но и за всю страну.

«При выполнении задач в море, в длительном походе приходилось не раз сталкиваться с военно-морскими силами иностранных государств. Когда ты находишься на сравнительно небольшом расстоянии от их корабля, он тебя не видит и не догадывается о твоём существовании, необходимо сохранить душевное спокойствие и равновесие, так как от твоих действий, прежде всего, зависит авторитет государства», — продолжает разговор Алексей Дружинин.

«Современному командиру корабля, кроме качеств, нужных всем военнослужащим, — решительности, честности, верности, сейчас нужна гибкость. Молодёжь, приходящая с „гражданки“, со службы по призыву или после обучения в колледжах, — это уже люди другого поколения, и с ними найти общий язык не так просто. Нужно разбираться во всех нюансах их интересов. И тогда будет успех в командовании. Поэтому современному командиру нужно идти в ногу со временем и ни в коем случае не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствоваться и учиться», — говорит капитан 1 ранга Дружинин.

Он начинал свою службу в родном Владивостоке, в главной базе ТОФ. Здесь поступил в Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С. О. Макарова на факультет торпедно-ракетного вооружения, сознательно выбрав именно подводный флот. Уже на третьем курсе Алексей стал командиром отделения. И с тех пор всегда несёт бремя ответственности за своих подчинённых. Первая должность — командир торпедной группы на К-419 «Кузбасс».

«В подчинении было пять человек, мудрые, старые воины, — вспоминает А.Дружинин. — Мне, молодому лейтенанту, конечно, было тяжело. Приходилось поначалу с ними находить общий язык, поскольку я их старше по должности, по званию». Здесь молодому офицеру, по его словам, помог уже имевшийся командирский опыт, а ещё — умение понимать людей. И сейчас, спустя столько лет, уже став командиром целого подводного крейсера, капитан 1 ранга Дружинин старается поддерживать в экипаже практически семейную атмосферу взаимопонимания.

На борту атомохода отмечают не только календарные, но и профессиональные праздники. Например, корабельные радисты 20 октября в свой профессиональный праздник не остались без праздничного торта. Командир точно знает, когда у кого из членов его экипажа день рождения, а поздравление готовят заранее силами всей команды.

— Мы перед выходом в море, зная, кто и когда родился, втайне от самих виновников торжества собираем видеообращения членов семей: жён, детей. Потом в день рождения транслируем на экране. И очень приятно, не видя семью, не слыша её в течение месяца-полутора, когда нет абсолютно никакой связи, увидеть такие поздравления. Это уже стало традицией, — рассказывает командир атомного подводного крейсера.

Ну и, как обычно, в будние дни на берегу рабочее время командира заканчивается уже после того, как расписанная на сход смена экипажа убыла по домам. Командир на связи 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, даже находясь в отпуске. И тем более во время похода. Ведь на его плечах ответственность за безопасность корабля и экипажа, готовность его к любым ситуациям и задачам. Корабль новый, экипаж молодой, задачи серьёзные, моряки их решают успешно. Основная задача — защита Родины, для выполнения которой корабль должен быть готов к немедленному выходу в море всегда.

«Если вы приняли решение, старайтесь его выполнить, — обращается капитан 1 ранга Дружинин к молодым специалистам. — На пути к его реализации у вас будет много препятствий. Вам не раз захочется усомниться в его верности. Вас не раз будут отговаривать ваши же товарищи, близкие, родные люди. Говорить вам: „Зачем это надо?“ и тому подобные фразы. Не надо поддаваться слабости. Не надо поддаваться на уговоры. Не проявляйте малодушия в этом вопросе. Это очень серьёзно!

Стать командиром корабля, встать на мостик. Дать команду на рули, дать команду боцману, командиру БЧ-5 или старшему помощнику.

Все эти препятствия, которые были, о которых вам говорили, которые вы сами видели, окажутся позади, останетесь только вы, корабль и экипаж».

Михаил ЮДАЕВ, Ильдус ГИЛЯЗУТДИНОВ.

Фото Михаила ЮДАЕВА.

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]
«Вести: Приморье» в Telegram и MAX — подпишитесь на самые актуальные и интересные новости!