Главный старшина Вадим Меркулов. Совместный проект «Вести: Приморье» и «Боевой вахты
Представляем совместный проект официального сайта ГТРК «Владивосток» — «Вести: Приморье» и газеты Тихоокеанского флота России «Боевая вахта». На своих медиаплощадках мы представим материалы о мирных и военных буднях моряков-тихоокеанцев за авторством коллег легендарной газеты военных моряков-дальневосточников.
Рождённому во Владивостоке Вадиму Меркулову, как говорится, самой судьбой было предначертано связать жизнь с морем. Ребёнком он буквально рос между сопками и бухтами, часто надолго задерживался на набережной, всматриваясь в силуэты кораблей на рейде. Где-то вдалеке гудели суда, на горизонте тянулись белые полосы от проходящих катеров, и мальчишеское воображение дорисовывало картины дальних походов и тихих ночных вахт. В семье к его увлечению морем относились спокойно: для Владивостока это было скорее нормой, чем исключением.
Так и случилось. После школьного выпуска, когда одноклассники разошлись кто в техникумы, кто в вузы, а кто и вовсе решил сразу идти работать, Вадим без особых сомнений подал документы в Дальрыбвтуз. Привлекала его не только романтика морских рейсов, но и вполне конкретная, серьёзная профессия. Он выбрал направление, связанное с промышленным рыболовством, и несколько лет добросовестно штудировал дисциплины, которые вначале казались слишком запутанными и далёкими от реальной жизни: навигацию, основы промысла, гидрометеорологию, устройство судна, радиотехнику. Учился он и очно, и заочно, совмещая учёбу с подработками и домашними обязательствами.
В итоге настойчивость дала результат — Вадим получил диплом инженера промышленного рыболовства. Открылась прямая перспектива устроиться на работу в рыбодобывающую отрасль: отправиться в морские рейсы механиком или инженером, шаг за шагом продвигаться по карьерной лестнице. Но момент радости от полученного документа был перемешан с другим, более трезвым чувством. Молодому специалисту не давала покоя мысль о том, что многие его друзья уже отслужили в армии. Они возвращались, рассказывали о службе, людях, с которыми познакомились, о дисциплине, о том, как «стал по-другому смотреть на жизнь».
Вадим ловил себя на мысли о том, что испытывает лёгкое внутреннее неудобство: «Я-то всё ещё здесь, дома, а ребята уже прошли через армейскую школу». В какой-то момент он сформулировал для себя решение просто и по-мужски.
— Год вдали от дома — это немного. Зато совесть будет чиста! — сказал он однажды вслух, будто подводя итог своим размышлениям.
Сказал — и сделал. Собрал необходимые документы, отложил планы по работе в море и отправился в Первореченский районный военкомат. Никаких попыток уклониться, перенести или отсрочить призыв — напротив, он сознательно выбрал путь, который считал честным по отношению к себе и своей стране.
— Служить мне выпало на Камчатке, в Елизово, — вспоминает главный старшина контрактной службы Вадим Меркулов. — Для парня из Владивостока это было чем-то знакомым и чужим одновременно. Вроде бы тот же суровый климат, те же ветра, тот же океан неподалёку. Но всё равно другая земля, другие сопки.
Его определили в воинскую часть аэродромного обеспечения. Вадим стал оператором радиолокационного пеленгатора. Для вчерашнего студента это был новый, сложный мир: приборы, показатели, непрерывные сигналы, строгие инструкции. Радиолокационная станция дежурила круглосуточно, и именно через неё проходила большая часть информации о воздушной обстановке. Нужно было не просто смотреть на экран, а понимать, что ты видишь, мгновенно отличать ложные отметки от реальных, контролировать работу аппаратуры.
— Там я, по сути, впервые и познакомился с техникой, которая позже стала связана с моей военно-учётной специальностью, — рассказывает он. — Тогда ещё не догадывался, что эти знания пригодятся мне уже в составе экипажа ракетного катера. Но база, заложенная в Елизово, стала серьёзным фундаментом.
Служба шла своим чередом: караулы, дежурства, занятия, проверки. Бывали дни спокойные, когда всё укладывалось в отработанный распорядок. Бывали и такие, когда приходилось действовать быстро, без права на ошибку: резкое изменение обстановки, поступление новых данных, необходимость в считаные секунды уточнить пеленг и выдать информацию вышестоящим. Именно тогда Вадим убедился, что внимательность и собранность — не абстрактные требуемые качества, а жизненно важные.
После увольнения в запас начался совсем другой этап жизни. Он вернулся во Владивосток и почти год работал на «гражданке». Работа была, как он теперь говорит, без всяких особых перспектив. Зарплата позволяла сводить концы с концами, но не давала уверенности в завтрашнем дне. Да и сама деятельность не приносила удовлетворения: однообразные обязанности, отсутствие чёткого пути роста, ощущение, что в любой момент можешь сменить место и ничего от этого не изменится.
— Это был такой промежуточный период, — признаётся Меркулов. — Ты вроде бы свободен, диплом есть, опыт какой-то, но внутреннего ощущения, что занял своё место, нет. Хотелось определённости и настоящего дела.
Решающий толчок пришёл, как это часто бывает, случайно. Один из бывших сослуживцев по Камчатке и при этом старый школьный знакомый сообщил Вадиму, что в соединение кораблей охраны водного района Тихоокеанского флота набирают контрактников. Причём требуются специалисты как раз того профиля, с которым он столкнулся в Елизово. Сработало всё сразу: и тяга к морю, и уже знакомая военная служба, и понимание, что здесь есть чёткая структура и реальные задачи.
— Я тогда серьёзно задумался, — отмечает Вадим. — Поговорил с родителями, взвесил плюсы и минусы. В итоге решил: надо пробовать.
Так он вышел на командира ракетного катера Р-11 капитана 3 ранга Дениса Картышева. Состоялся разговор по существу: командиру нужны были мотивированные и обучаемые специалисты, Вадиму — реальная служба по контракту, возможность профессионального роста и дело, которым можно гордиться. Совпало. В результате Меркулов был принят в экипаж и начал службу в должности радиометриста. Было это в 2012 году.
— Поначалу, конечно, было непросто, — улыбаясь, рассказывает он. — Корабельная служба очень отличается от того, что было в сухопутной части. Тут свои традиции и неписаные правила. Но коллектив помог быстро влиться, а грамотные офицеры объясняли, почему каждая мелочь на корабле важна.
Годы шли. Учения, выходы в море, тренировки по расписанию и внеплановые проверки. За шесть лет службы на Р-11 Вадим прошёл путь от начинающего радиометриста до уверенного специалиста. Его неоднократно ставили в состав дежурных смен, поручали участие в ответственных эпизодах боевой подготовки. Он учился работать не только с техникой, но и с людьми: понимать команду, чувствовать плечо сослуживца, отвечать не только за себя, но и за общий результат.
Спустя шесть лет его перевели на другой корабль — ракетный катер Р-298, где командиром был капитан 3 ранга Владимир Фокин. Смена корабля — это не только новый командир и экипаж, но и новая обстановка, новые задачи, иногда и другая специфика эксплуатации. Для Меркулова перевод стал очередным этапом профессионального роста.
— С благодарностью вспоминаю этих грамотных офицеров, — говорит Вадим Алексеевич. — И Дениса Картышева, и Владимира Фокина, а теперь и нынешнего командира. Каждый из них по-своему помог мне профессионально вырасти, подсказал, где надо особенно внимательно работать, а где я могу и должен принять самостоятельное решение.
Под их руководством он в полном объёме освоил специальность артиллерийского радиометриста. Если говорить простыми словами, именно от его работы во многом зависит, насколько точно артиллерийские комплексы корабля получат целеуказание и смогут поразить цель. Со временем Вадиму доверили руководство отделением. Теперь он отвечает не только за себя, но и за подчинённого — старшину 2 статьи контрактной службы Шолбана Чимита.
— Шолбан Афанасьевич — зрелый, компетентный специалист, — подчёркивает Меркулов. — Он до этого проходил аналогичную службу в экипаже большого десантного корабля «Пересвет», так что у него богатый опыт. Вдвоём мы составляем слаженное отделение.
Именно они обеспечивают командира ракетно-артиллерийской боевой части БЧ-2 и комендоров артиллерийских комплексов АК-176 и АК-630 точными целеуказаниями. Каждая цифра, каждый поправочный коэффициент, каждое своевременно выданное значение — это звено в цепочке задач, которые в конечном итоге приводят к надёжной защите корабля.
— Что главное в работе радиометристов? — спрашиваю у главного старшины контрактной службы Вадима Меркулова.
— Выдача верного целеуказания — это, можно сказать, итоговый результат, вершина, — отвечает он после небольшой паузы. — А складывается она из многих составляющих. Во-первых, любую надводную или воздушную цель, потенциально угрожающую нашему кораблю, надо как можно быстрее обнаружить, классифицировать и взять на сопровождение. Во-вторых, надо рассчитать точные параметры движения цели — её курс, скорость, удаление, предполагаемую точку встречи. И всё это при постоянно меняющейся обстановке: корабль движется, метеоусловия могут меняться.
Он перечисляет привычные для него вещи спокойно, без нажима, но даже в его ровной речи чувствуется, какой объём работы скрывается за короткой формулировкой «обнаружить, классифицировать и выдать данные». Радиометрист должен быть одновременно и внимательным наблюдателем, и грамотным оператором сложной техники, и расчётчиком, и аналитиком.
— Наша задача — вовремя выдать данные специалистам боевого информационного поста, — продолжает Вадим. — А дальше уже они, с учётом штатных средств корабля, определяют, какими имеющимися средствами корабельного арсенала эту цель поразить, если потребуется. Но если мы ошибёмся на своём этапе — пострадает уже всё последующее звено. Поэтому допуск к работе здесь получают только обученные и проверенные люди.
Особое значение, подчёркивает Меркулов, имеет время. В учебных классах можно спокойно разбирать ситуацию по шагам, делать отметки, возвращаться к предыдущим данным. Но в реальной обстановке, к которой экипаж готовится на тренировках и учениях, всё решают секунды.
— В реальной боевой обстановке всё упирается во время принятия решения, — говорит он. — Тут как на войне: или враг одолеет нас, или мы его. Поэтому на тренировках специально отрабатываются ситуации, когда на анализ даётся минимум времени. Это заставляет держать голову в тонусе.
Вадим вспоминает один из эпизодов учений, когда по легенде в район ответственности катера должен был выйти условный противник. Обстановка быстро усложнялась, добавлялись новые вводные, на экранах появлялись дополнительные отметки.
— Тогда мы чуть ли не на ходу уточняли параметры, сверяли данные с другими источниками, — вспоминает он. — Было напряжённо, но именно в таких условиях понимаешь, для чего нужны все эти многократные тренировки. Когда экипаж срабатывается, каждый знает своё место, тогда даже сложная ситуация воспринимается как рабочая.
Служба радиометриста — это не только боевые учения и сложные расчёты. Это и повседневная работа: плановые проверки аппаратуры, настройка, профилактика, работа с документацией. Каждая смена начинается с убедительной проверки, что все системы функционируют исправно. Иногда приходится задерживаться, искать едва заметные сбои в работе техники, сверяться со справочниками, консультироваться со смежниками.
— Морская служба не прощает халатности, — говорит Вадим. — Если на берегу какая-то мелкая неисправность может обернуться просто неудобством, то в море это уже риск. Поэтому мы стараемся делать всё основательно.
Неотъемлемая часть корабельной жизни — это длительные выходы в море. В плохую погоду палубу заливает волной, приборы испытываются на прочность, а люди — на выносливость. В такие моменты особенно остро чувствуется, что коллектив — это не просто слово. Все зависят друг от друга.
— Бывает, идёшь по коридору, качка приличная, — улыбается Меркулов. — И видишь, как товарищ, усталый после вахты, всё равно найдёт в себе силы пошутить, подбодрить. Это важнее, чем кажется: напряжение спадает, психологически становится легче.
Корабельная служба не ограничивается только боевой подготовкой. Есть и воспитательная работа, и поддержание традиций части и флота. Вадим, как старший по званию в своём отделении, часто выступает наставником для молодёжи — тех, кто недавно пришёл по контракту или после службы по призыву.
— Молодым всегда сложно вначале, — говорит он. — Новые условия, новые люди, большие требования. Стараюсь объяснять, не только, что надо делать, но и почему, чтобы человек понимал смысл. Когда понимаешь, зачем тебе каждая операция, ответственнее относишься к делу.
Четырнадцатый год служит в дивизионе ракетных катеров Приморского объединения разнородных сил Тихоокеанского флота Вадим Меркулов. За это время он прошёл немало совместных учений, участвовал в отработке учебно-боевых задач, неоднократно подтверждал высокую выучку во время проверок. Он не относится к своей службе как к чему-то исключительному — для него это будни, серьёзные и ответственные. Но если собрать воедино все его годы у корабельных пультов и экранов, станет понятно, какой объём труда и самоотдачи стоит за привычной формулировкой «поддержание боеготовности».
Главный старшина контрактной службы по крупицам собирает передовой опыт сослуживцев, перенимает у старших, делится с младшими, объединяя всё это со своими навыками и стремлением к профессиональному совершенству. В экипаже его ценят как надёжного специалиста и спокойного, уравновешенного человека, на которого можно положиться в сложной ситуации. А сам Вадим считает, что его успехи — результат не только личных усилий, но и слаженной работы всего коллектива.
Сегодня он продолжает нести службу на Р-298, командиром которого является капитан 3 ранга Иван Цепов. Именно под руководством Ивана Андреевича экипаж катера решает задачи боевой подготовки, оттачивает навыки взаимодействия между боевыми частями, совершенствует работу с современными средствами обнаружения и поражения.
— Корабль — это живой организм, — говорит Меркулов. — И если в нём каждый орган работает чётко, без сбоев, значит, и весь организм чувствует себя уверенно. Мы стараемся сделать всё, чтобы наш катер всегда был готов выполнить поставленную задачу.
Так, день за днём, в учениях, дежурствах и плановых выходах в море, главный старшина контрактной службы Вадим Меркулов делает своё дело — спокойное, требовательное к вниманию и профессионализму, не всегда заметное со стороны, но от того не менее важное. Его труд — это надёжные цифры и точные целеуказания, своевременно выданная информация, которые дают уверенность в том, что ракетный катер Р-298 в любой момент сможет выполнять поставленные задачи, прочно удерживая свой рубеж в океане.
Владимир БОЧАРОВ.
Фото автора.