Новое в ОСАГО - натуральное возмещение ущерба

О приоритете натурального возмещения в обновленном законе об обязательном страховании автогражданской ответственности.

Интервью c исполняющим обязанности начальника Дальневосточного ГУ Банка России Сергеем Левчаковым

В конце апреля этого года вступил в силу обновленный закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Ключевое нововведение - переход на натуральное возмещение по ОСАГО с некоторыми исключениями. Теперь в общем случае автомобили, попавшие в аварию по чужой вине, будут ремонтироваться страховщиками с использованием только новых деталей без каких-либо доплат автовладельца, если, конечно, размер ущерба укладывается в действующий лимит ОСАГО - 400 000 руб.

Как и прежде, после ДТП невиновный автовладелец должен обращаться за возмещением в страховую компанию, где приобрел ОСАГО (безальтернативное прямое возмещение убытков). Однако, если в ДТП пострадали люди, возмещение нужно требовать у страховщика виновника; если полиса у него не оказалось, компенсация выплачивается через Российский союз автостраховщиков (РСА).

Ранее автовладельцы после аварии имели право выбора - получить от страховщика деньги или поручить ему организацию ремонта машины (возмещение в натуре). Но не все страховые компании предлагали оба варианта возмещения. По статистике РСА, только 10% автовладельцев, попавших в аварию, восстанавливали авто с помощью страховщиков.

Теперь же страховщиков обязали ремонтировать поврежденный в ДТП автомобиль без доплаты автовладельца, используя при этом только новые запчасти.

Сегодня у нас в студии исполняющий обязанности начальника Дальневосточного ГУ Банка России Сергей Левчаков, и мы поговорим о том, что принесут новые правила автовладельцам и как Центральный банк будет контролировать работу страховых компаний в данном направлении.

- Сергей Михайлович, с 28 апреля 2017 года вступили в силу изменения в закон об ОСАГО, которые устанавливают приоритет натурального возмещения над денежной выплатой при ДТП. В чем основная цель этих нововведений?

- Основная цель закона – повысить качество клиентского сервиса при урегулировании убытков в ОСАГО. Кроме того, Банк России рассчитывает, что с введением приоритета ремонта в ОСАГО этот вид страхования станет более доступным в проблемных регионах.

- То есть, прежде всего, этот закон будет выгоден автомобилистам?

- Безусловно. Смотрите сами: если раньше, повредив машину в результате ДТП, человек озадачивался поиском мастерской, где можно починить автомобиль, а потом зачастую и поиском деталей, если таковые не находились у ремонтников (мы с вами как жители региона, где преобладают подержанные машины, не понаслышке знаем, что такое поиск необходимых запчастей на авторазборках и интернет-барахолках), то сейчас ответственность за ремонт полностью берёт на себя страховая компания. Автовладельцу не нужно тратить время на поиск мастерской: это сделает страховщик, предоставив автовладельцу список проверенных станций технического обслуживания (СТО). Кроме того, независимо от пробега вашей машины, износ деталей учитываться не будет – на ваш автомобиль установят исключительно новые запчасти!

- А в чем тогда выгода страховщиков? Ремонт с новыми запчастями по определению выйдет дороже.

- Да, страховым компаниям придется потратиться на ремонт с оригинальными деталями. Но, с другой стороны, при новых условиях с рынка уйдут многочисленные посредники, и это экономически выгодно страховщикам. Обеспечивая оперативный и качественный ремонт автомобилей, страховые компании сформируют стабильную клиентскую базу и получат прибыль, из которой уже никакие средства на сторону не уйдут.

- К вопросу об оперативности ремонта – как быстро починят машину, пострадавшую в ДТП?

- Выбранная страховой компанией СТО должна провести ремонт автомобиля в течение 30 рабочих дней. Эти сроки установлены законодательством. Кроме того, по закону предложенная СТО должна находиться в радиусе 50 км от дома автовладельца или места аварии. В случае ДТП после осмотра поврежденного транспортного средства и проведения независимой технической экспертизы страховая организация выдает потерпевшему направление на ремонт на выбранный сервис с последующей оплатой выполненного ремонта.

- А если автовладелец считает, что на другой СТО ремонт сделают быстрее? Да и вообще, если человек привык пользоваться услугами определенной станции технического обслуживания, рядом с работой, например? Или той, где работают его знакомые, которым он доверяет?

- Еще на этапе заключения договора ОСАГО можно выбрать СТО, где в случае ДТП будет ремонтироваться ваш автомобиль, из списка, предложенного страховой компанией. Страховая организация на своем сайте должна публиковать и постоянно актуализировать перечень СТО, с которыми у нее заключены договоры, с указанием адресов их места нахождения, марок и года выпуска обслуживаемых ими транспортных средств и примерных сроков проведения ремонта. Таким образом, автовладелец сможет сам провести своеобразный мониторинг, посмотреть сайты разных страховщиков, список сервисов, с которыми они сотрудничают, и выбрать понравившийся вариант.

- А если своей привычной СТО человек в этих списках не нашел?

- По согласованию со страховщиком страхователь сможет отремонтировать автомобиль на сервисе по своему выбору. Для самостоятельной организации ремонта поврежденного автомобиля на СТО, с которой у страховщика нет договора, надо будет получить письменное согласие страховой организации. В заявлении о страховом возмещении необходимо будет указать полное наименование выбранной СТО, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты для оплаты страховщиком проведенного восстановительного ремонта.

- А что по поводу новых машин из салона? На них же распространяется гарантия?

- Закон предполагает обязательное сохранение гарантийных обязательств для автомобилей не старше двух лет: ремонт новых автомобилей должен производиться у официальных дилеров.

- И наоборот, если машина настолько старая, что новые запчасти на нее в принципе не выпускаются?

- Страхуя такой автомобиль, автовладелец должен сразу оговорить этот момент со страховщиком – может быть заключено соглашение о замене деталей на запасные части, бывшие в употреблении, но это, скорее, исключительный случай.

- Так что, теперь получить денежную выплату по ОСАГО в принципе не получится? Остается право выбора у автовладельца?

- Во-первых, новые правила будут действовать только для новых договоров ОСАГО, заключенных после 28 апреля 2017 года. Если автовладелец заключил договор раньше, а в ДТП попал сейчас, ему по старым правилам перечислят деньги. Во-вторых, в законе напрямую установлены случаи, когда после аварии можно получить возмещение деньгами. Среди таких исключений – случаи полной гибели автомобиля или превышение размера ущерба установленного законом лимита страховых сумм (400 тысяч рублей), наличие у потерпевшего тяжелых жизненных обстоятельств (например, человек серьезно пострадал в аварии и средства на лечение для него важнее, чем ремонт), в конце концов, инвалидность или смерть потерпевшего. Кроме того, важно понимать, что законодательные новации носят эволюционный характер. Если на сегодняшний день страховщик не может организовать проведение качественного ремонта, у него нет договоров с СТО, которые соответствуют требованиям, то он продолжит осуществлять возмещение в денежной форме.

- Скажите, а Центробанк как-то будет регулировать выбор СТО страховой компанией? И кто в итоге гарантирует качество ремонта автомобилей?

- Банк России утверждает правила обязательного страхования, по которым СТО, выбранные страховыми организациями, должны соответствовать определенным требованиям. Ответственность за качество и сроки ремонта несет страховщик. Если, получив автомобиль из ремонта, автовладелец обнаружил какие-то недостатки, он указывает их в акте приема-передачи при получении транспортного средства от СТО и обращается с заявлением к страховщику. Даже если на первый взгляд с машиной все в порядке, а недостатки обнаружились позже, то минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, – 12 месяцев. То есть, страховая компания сама заинтересована в том, чтобы выбранные ею СТО качественно выполняли свою работу.

Что касается сроков, то, если потерпевшему не вовремя выдали направление на ремонт, страховой компании начислят неустойку в размере 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки. За нарушение сроков осуществления ремонта страховщик будет наказан неустойкой в размере 0,5% от размера страхового возмещения. Если же компания в течение одного года неоднократно нарушала обязательства, включая обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта, Банк России имеет право отлучить ее от натурального возмещения, то есть ввести запрет страховщику на натуральное возмещение по ОСАГО.

- Не слишком Банк России строг к страховщикам?

- Важно понимать, что новые правила вводятся не ради наказаний. Банк России рассчитывает, что страховые компании экономическая заинтересованы в возможности осуществлять натуральное возмещение, и это будет стимулировать их к добросовестному исполнению обязательств не меньше, чем нормы о неустойке.

- Сергей Михайлович, со времени вступления в силу изменений в закон об ОСАГО прошло уже больше месяца, и за это время в Центральный банк наверняка поступали жалобы граждан, в том числе жителей нашего региона, на работу страховых компаний по новым правилам, есть у Вас такая статистика?

- Дело в том, что на сегодняшний день в случае ДТП в основном все убытки автовладельцев возмещаются еще по старому алгоритму, поскольку основная доля страховых договоров была заключена до вступления поправок в силу. Если к нам и поступают обращения дальневосточников, то, в основном, с просьбой разъяснить волнующие их моменты. Конечно, Центральный банк всегда дает необходимые разъяснения. И когда появится практика работы по натуральному возмещению, тоже будем помогать гражданам в решении их вопросов. Но надеемся, что практика будет позитивной!

Беседовал Сергей Нелюбин

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Комментировать:

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.
Популярное в сети
Загрузка...