Весенняя выставка Александра Ткаченко: мастер готовится отметить 90-летие. Специальный репортаж Ольги Катренко
Мы поспешили назвать его 90-летним. День рождения Заслуженного художника России Александра Ткаченко - в июле, но юбилейную персональную выставку Приморская картинная галерея открывает в марте. Весна — любимое время. Весенний этюд мастер пишет, почти не замечая съемочной группы. И это лучшее, о чем можно было мечтать. В репортаже Ольги Катренко - залы владивостокской выставки и мастерская автора в Уссурийске.
Пейзаж — его любовь. Хотя, вот подсолнухи, роскошь! Два зала в Приморской картинной галерее отданы холстам мастера. В зеленом — кроме приморских цветов, его путешествия на академическую дачу, в Тверскую область. Там Александр Васильевич весну пишет с удовольствием. Тепло, а снег не тает.
Этюд позапрошлогодний: в 2020-ом пропустил поездку из-за пандемии, соскучился по тверским березкам. А бывал на академичке, как меж собой называют место главного российского пленэра в 25-ти километрах от Вышнего Волочка, с момента становления своего в советском времени. Тогда со всех концов страны собирались на речку Мсту и березовые озёра живописцы.
И теперь на репинские дачи — кузницу живописи - приезжают потоками: живут братством, учатся друг у друга…
Ткаченко спроси только — а какая школа близка? Скажет — владимирская… А мы всё допытываемся, как так? А Дальний Восток?
Александр Ткаченко, Заслуженный художник России: «Нет, ну владимирские художники совсем в другом стиле работают, это все свечение красок. А вообще художник должен своё имя знать».
Манеру, хотел сказать. Уссурийцев узнавали не по цвету, говорит, по стилю.
Вот уж точно они - оригиналы. Не зря от приморской организации отделились: своя ячейка Союза художников в долине реки Раздольная. Но в каждом пейзаже мастера видим дальневосточную палитру. Разве ж это Торжок? Жаркий полдень в Кавалерово! И виноград девичий краснеет листьями. И гуси как у нас, и козы. И солнце одно. А всё-таки — Камчатку, остров Беринга разве с чем-то спутаешь? Или Командоры, Шикотан? Суровые берега в бирюзовом зале. Здесь и экран с фильмом об Александре Ткаченко — новый мультимедийный проект галереи под названием «Наследие».
Алена Даценко, директор Приморской картинной галереи: «Этот проект многогранный, это, во-первых, выставки художников, которые мы делаем из фондов галереи. Как правило, они связаны с юбилеями. Сейчас мы готовим, например, большую выставку Ивана Васильевича Рыбачука к 100-летию. В 2020-ом была большая выставка к столетию художника Медведского, имена которые не все знают, особенно молодое поколение даже творцов, которые сегодня обучаются в колледже или институте искусств. Это одна такая линия. Вторая - это, конечно, каталогизация коллекций, полные каталоги их собраний и работ».
А третье — видеозапись живых монологов. Художник — не выставка, а мастерская, пленэры. Тут и детство: первые учителя, ошибки, победы. История становления.
Алена Даценко, директор Приморской картинной галереи: «Из всего этого, собственно, и складывается история нашей художественной жизни, нашей приморской художественной школы. И наша задача была успеть. Прежде всего мы обратили свой взор к мастерам преклонного, уважаемого возраста. На сегодняшний день отсняли мы шесть фильмов, они не все смонтированы, только три — один как раз здесь сейчас».
Он философски относится к этой славе — Заслуженного и запечатленного. Промозглой порой вспоминает старинного друга и соратника, с которым делил одну палатку на дальних пленэрах. Ким Коваль. Мальчишками встретились: подмастерьями были у баталистов — мастеров военных сцен — пять лет подряд, начиная с 45-го. Тайком любовались этой богиней. После армии вместе писали обязательное и творили своё... Один остался.
Александр Ткаченко, Заслуженный художник России: «Этюд — он был, висел на этой же стенке. А когда я сломал, ну, шарнир полетел, я так не мог сидеть: немножко поработаю, потом ложусь. И вот как-то лежал так, и осенило. Решил сделать в память о друге картину».
Без малого век на свете. Скульптуры в его мастерской давно вышли на пенсию, а сам Александр Васильевич бодр. И как бы не капризничали в марте суставы - «шарниры», Весна для него любимое время.