В Приморье стартовал промысел «зарывающегося» моллюска: развенчиваем дражные мифы. Видеорепортаж Татьяны Дубко
В Приморье стартовал промысел «зарывающегося» моллюска. Спизулу и анадару в прибрежных водах края добывают дражным методом. Рыбаки-промышленники столкнулись с волной негатива в соцсетях. Их обвиняют в неэкологичном промысле и продаже ценных моллюсков за границу. Однако в отличие от браконьеров, они добывают ракушку вполне законно. На сторону рыбодобытчиков встали и ученые. В дражных мифах разбиралась и наша съемочная группа.
Морская расческа медленно опускается на дно. Также неспешно драга идет по песку, загоняя двустоворчатых в мешок. За одно траление рыболовный бот пройдет всего 130 метров. Экипаж «Ленка» шестой год добывает спизулу.
Сергей Буценко, капитан рыболовного бота «Ленок»:
"На этот год судну выделено 172 тонны спизулы и 30 тонн мерценарии".
Зарывающегося моллюска ловят на мелководье. Выходят пораньше, весной, чтобы не мешать отдыхающим. Но как только промысловики приближаются к берегу, за ними активисты соцсетей организуют слежку.
- Вот он ходит, недалеко от берега.
- Ходят, дно тралят.
Василий Васютюк, трал-мастер:
"Обидно, когда люди говорят, что роем".
Не роют, не пашут, а бережно собирают, уверяют рыбаки.
Дражному промыслу - больше 20 лет. Технология из мировой практики. На современных установках используют гидроразмыв, который и выдувает песок. А само орудие лова просто вынимает ракушку. В мешке, вопреки мнению псевдоэкологов, ничего лишнего.
- Ракушку берем только промыслового размера, а маленькую выкидываем. Кроме ракушки ничего не попадается практически.
Сергей Буценко, капитан рыболовного бота «Ленок»:
"Говорят, что работаем в траве, уничтожаем фауну. Мы не можем в ней работать, драга пролетает".
Суда с рыболовными билетом контролируют пограничники, Росрыболовство, а еще ученые. Совместно с добытчиками проводят экспериментальный промысел, чтобы изучить биовозможности и последствия.
Дмитрий Соколенко, заведующий сектором Тихоокеанского филиала ВНИРО:
"И у нас, и у рыбаков добросовестных есть задача: максимально долго и бережно эксплуатировать запас, который может приносить как прибыль, так и работу людям. И поддержать окружающую среду в достойном состоянии".
Куда больше вреда наносят тайфуны, уверяют эксперты.
Промышленный ущерб минимален. Об этом говорят и цифры. Биозапас самых популярных зарывающихся моллюсков в приморской акватории - 46000 тонн. Квота на вылов — всего 2000. В прошлом году освоили 950 тонн. Большая часть идет на экспорт. Готовы и на внутренний рынок, если бы спрос был.
Из моря - сразу на стол. Двустворчатые деликатесы - фавориты меню. Вот только спизула ни разу не была блюдом дня. Приморцам еще предстоит ее распробовать.
Александр Клепиков, шеф-повар:
"Нет культуры. Есть бренды: устрица, мидия. Они давно раскручены. Может настанет и время спизулы".
Зато браконьеры уже оценили плюсы.
К ним такого внимания нет, зато улов всегда в наличии. Даже в запретный для промысловиков нерестовый сезон.