"Ночь музеев": владивостокцы стали участниками необычной арт-программы во Владивостокской крепости. Видеорепортаж Максима Каленника
«Во-первых, это красиво!» - с таким девизом единственный на Дальнем Востоке музей-заповедник «Владивостокская крепость» провел первую в своей истории "Ночь музеев". Всех любознательных пригласили стать участниками необычной арт-программы в подземельях форта №1.
Всего плюс восемь на термометре, а морось с туманом добавили промозглости. Есть мнение, что с погодой в музейную ночь не повезло, но что вы хотите - владивостокский май в своем репертуаре. И потом ведь именно такая погода для восприятия места подходит лучше всего.
Этой железобетонной красоте она брутальности добавила, а туман еще больше таинственности навёл. Здесь, и правда, любуешься прекрасным и знакомишься с удивительным. Кстати, всё происходящее к единице привязано. Потому что форт №1, да и вообще, государственный музей-заповедник «Владивостокская крепость» в музейную ночь ещё не погружались.
- Василий, а почему ваши свечи пахнут ванилью!?
Василий Азаревич, экскурсовод Государственного музея-заповедника «Владивостокская крепость»: "Так надо. Вообще, если форт старый, он должен пахнуть сыростью, плесенью, затхлостью. А если хорошее, как сейчас, то эмоциями радостных людей, посетивших "Ночь музеев"".
Паломничество горожан к этим катакомбам над Уссурийским заливом началось еще в полдень, и такого внимания не ожидали. Только до начала сумерек — около трех тысяч любознательных.
Форт царя Михаила Федоровича. В грандиозной системе сооружений Владивостокской крепости он значится под номером один и даже на топографических картах дореволюционного периода подписывался исключительно цифрой.
Форт окольцевал вершину сопки бетоном и натуральным камнем, а его подземные галереи растянулись на сотни метров. Проектировщиком и главным строителем этого великолепия был Константин Кудрявцев. Собственно, его именем эту сопку и назвали.
Для праздной публики вход сюда десятилетиями был закрыт. И даже в царскую эпоху гостей не особо жаловали, особенно милых дам: внешнее очарование могло быть завесой их шпионской натуры. Кстати, кажется, что в "Ночь музеев" горожанок здесь было даже больше, чем их половин. Хотя большинство приходило, конечно же, семьями.
- Потому что меня мама притащила сюда! А мне стало немного страшненько и вот.
Юлия Рыбакова: "Я в желтом жилете, чтобы не потеряться. Девочкам это все тоже интересно, а у меня еще и род занятий таких. Я волонтер-поисковик, и Вас только что чуть искать не пришлось".
Темнота - не только молодежи друг. Волна любителей тайн накрывает первый форт Владивостокской крепости. Подсчитать уже невозможно. Экскурсоводы публикой буквально расхватываются. Даже лучше, чем горячие пирожки. В узких лабиринтах подземелий группы друг с другом пересекаются и непременно этим восхищаются, ведь изначально в разные стороны шли.
В свое время форт до зубов вооружили. Восемь пулеметов и 21 пушка, контрминные галереи. 2 миллиона 730 тысяч 800 золотых рублей - царской казне он обошелся недешево.
До наших дней вся эта красота сохранилась почти в идеальном состоянии - долгие годы подземелья использовали для минно-торпедного склада Тихоокеанского флота. Как хорошо, что всё это добро не взлетело на воздух.
А ведь именно на такие ЧП флотские арсеналы в свое время были богаты. К нашему дню ровно десять раз они феерично салютовали. Внушительная их часть на объектах Владивостокской крепости и пряталась, но, к счастью, именно эта часть ни разу не объявляла войну мирному населению.
Виктор Шалай, директор Государственного музея-заповедника «Владивостокская крепость»: "Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО пополняется после прохождения сложной, многоступенчатой процедуры. Эксперты по одиночке, а потом коллегиально принимают решение о включении в его состав памятника или нет. Плюс есть нюанс, что это объект военного назначения. И, я думаю, что его более легкая дорога в список ЮНЕСКО, как инженерные объекты, а не как боевые, милитаристские сооружения".
Мечта о статусе всемирного наследия ЮНЕСКО для Владивостокской крепости. Чего здесь больше, отчаянной смелости или благородной дерзости — сложно судить. Но шанс и правда еще есть. Но к делу нужен государственный подход, а на местах, похоже, к этому не особо стремятся.
Виктор Шалай, директор Государственного музея-заповедника «Владивостокская крепость»: "Просто следуйте правилам. И тогда поколение ваших детей будет признательно и жить в мире, где на равных сосуществуют объекты из прошлого и настоящего. Мы говорим о том, что имеет статус государственного значения, культуры и истории федерального значения!"
Её аршином общим не измерить! Это всего лишь строчка известного изречения Тютчева, но именно эта его часть к Владивостокской крепости идеально подходит. Её главная линия обороны растянулась на полторы сотни километров и еще около десяти - это длина только известных, расчищенных подземных галерей.
По всему полуострову Муравьева-Амурского и ближайшим островам разбросано как минимум восемьсот объектов имеющих отношение к цитадели. Кстати, ни одна другая крепость на Земле так и не смогла составить конкуренцию нашей и уже вряд ли получится. Среди всех построенных Владивостокская стала последней, созданной человечеством.