«Что-то в этой схеме пошло не так»: Восстановление популяции кеты ведет к ее исчезновению
«Кому нужна такая компенсация ущерба природе» - задают вопрос ученые. И призывают восстановить естественный нерест кеты на юге Приморья. Сейчас на реках Хасанского района работает рыбоводный завод. Задача — искусственно восстановить популяцию. Но рыбы меньше с каждым годом.
В чем причина и какое решение предлагает научное сообщество, репортаж Виктории Шандыбиной.
Пик нереста лосося. В реку Барабашевка стремится кета. Только вот отложить икру в укромных камушках — не дадут.
Нехитрое сооружение из палок, сетки и груза называется перестав. Он преграждает рыбе путь к естественным нерестилищам. Скапливаясь у преграды, рыба постепенно подходит к краю и попадает в ловушку.
Барабашевского рыбоводного завода. Предприятие искусственно восстанавливает популяцию. Отделяет самок от самцов.
Затем из самок достают икру, искусственно оплодотворяют, выращивают мальков и выпускают обратно в реку. Но, как говорят эксперты, что-то в этой схеме пошло не так. Каждый год число выпущенной рыбы превосходит число выловленной. Но возвращается на нерест слишком мало так называемых «производителей».
Виктор Бардюк, директор ФГБУ «Земля леопарда»: «В природе возврат составляет 5-10 % при естественном воспроизводстве. При искусственном воспроизводстве — нормативный возврат 0,8%. А на деле — 0,1 и менее процента. То есть много рыбы тратится, а работа неэффективная».
Чтобы выполнить план — завод стал ловить рыбу и на других реках, которые протекают по территории нацпарка. Эксперты посчитали — после установки заграждения на Нарве заполняемость нерестилищ упала с 70 до 7 процентов.
Ученые предлагают запретить лов на реке Нарва, и ограничить на других. Представители завода говорят, что на Барабашевке есть пропускные дни.
- Но вы же не посчитаете, как они идут? То есть не убираете сеть, а руками перекидываете?
Андрей Гурин, рыбак прибрежного лова, ответственный за вылов: «За октябрь мы должны были пропустить почти полторы тысячи рыб. Половину самцов, половину самок. Почему? Мы считаем. Они в ловушку заплыли, мы ее сачком раз и потом выше по течению скидываем. Да, потому что пересчет нужен».
Но этого, говорят ученые, недостаточно.
Виктор Бардюк, директор ФГБУ «Земля леопарда»: «Как минимум 2 дня в неделю на всех реках должны быть пропускные дни, рыба должна подниматься, нереститься. На реках, на которых никогда не было рыболовства, таких как Нарва, по нашему мнению, рыболовства с целью рыбоводства не должно вообще осуществляться. Они должны остаться эталонными лососевыми реками, чтобы ученые имели возможность наблюдать, как идет естественный процесс».
Помимо завода на популяцию влияют и браконьеры. Они ставят сети и вытаскивают рыбу «кошками». В период нереста инспекторы нацпарка круглосуточно патрулируют реки.
Евгений Стома, заместитель директора по охране ФГБУ «Земля леопарда»: «У нас уже около 10 уголовных дел возбуждено на территории. Десятки административных дел. И сезон еще не закончился».
Лососем питаются минимум 25 млекопитающих, живущих на «Земле леопарда». Если ситуация не изменится, нехватка кеты может серьезно повлиять на биоразнообразие.