Пеплопад на Камчатке - масштабы природной катастрофы предстоит оценить приморским ученым

Приморские ученые побывали в экспедиции на Камчатке и доставили во Владивосток ценные для науки трофеи. Это материал, выброшенный вулканом Шевелуч, извержение которого произошло в апреле. Сильнейший за последние 60 лет пеплопад обрушился сразу на несколько населенных пунктов. Последствия природной катастрофы удалось снять на камеру Елене Штылиной. Вместе с учеными она отправилась в район экологического бедствия.

На побережье Авачинской бухты снежный циклон в конце мая - для камчадалов дело привычное! Петропавловск-Камчатский, окруженный заснеженными горами и вулканами, отправная точка экспедиции. За два дня ученым предстоит автопробег по полуострову Камчатка. Интерес не спортивный, а исключительно научный!

Елена Штылина, корреспондент:
"А вот километров 200 севернее снега уже нет, в воздухе, разве что в воздухе - частички вулканического пепла. И, как вы видите, мы находимся прямо на пепелище — это привет от вулкана Шевелуч..."

Гигантская колонна вулканических осадков вырвалась в небо на 20 километров, а затем обрушилась на окрестности. Покрывалом из пепла накрыло сотни километров. Такого мощного пеплопада старожилы не припомнят! В поселке Ключи день превратился в ночь, люди едва не задохнулись от пепельной бури. В пострадавший район организовали подвоз воды, раздавали респираторы.

Игорь Ибрагимов, житель поселка Ключи, сотрудник пожарной части:
"Наступила ночь, у нас уже загорелись фонари, которые уже потухли. Мы в это время находились в части, старались не выходить, мы не знали, как будет дальше. Последствия этого пеплопада мы разгребаем до сих пор!"

Уже полтора месяца после вулканической атаки жители в поселке Ключи расчищают дороги, дворы, вывозят КАМАЗами тонны пепла, отмывают от него машины и улицы. 

Но, несмотря на все усилия, в поселке по-прежнему нечем дышать в ветреную погоду. Вулканическую пыль, сдувает с деревьев и разносит по округе. Точно мелкодисперстный цемент, она забивается в легкие, вызывает у людей кашель, и может стать причиной онкозаболеваний.

Павел Сёмкин, главный научный сотрудник ТОИ ДВО РАН, кандидат географических наук:
"Сантиметров 15 пепла толстым слоем лежит, и вся растительность покрыта эти пеплом.
- Здесь даже никаких животных не увидишь…
- Трудно представить чем они могут здесь питаться..."

Ученые констатируют — сотни километров тайги превратились в безжизненную зону. Вода в открытых источниках — пока непригодна для питья. Богатые рыбой реки стали мутными, грязно-серого цвета. В период снеготаяния пепел заполоняет открытые бассейны, меняет химический состав воды и среду обитания речных, а потом и морских организмов.

Елена Калачева, замдиректора по научной работе Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН:
"Основная проблема с водой - это ее загрязнение взвесями, самим пеплом. Отстоять воду практически невозможно. Изменение химии тоже будет, поскольку все пеплы насыщены газом и при взаимодействии с водой происходит окисление".

О масштабах природной катастрофы ученым «расскажут» пробы воды и пепла. Океанологи отбирают их по маршруту в предельно сжатые сроки.

Павел Сёмкин, главный научный сотрудник ТОИ ДВО РАН, кандидат географических наук:
"Время - 05:00 часов утра, и мы находимся в первой точке отбора. К концу мая нам важно измерить характеристики речных вод, в связи с тем, что сейчас в этот период наиболее интенсивно тает снег в длине реки Камчатка".

Мобильную лабораторию они разворачивают в походных условиях, консервируют десятки образцов, для доставки во Владивосток. Их уже с нетерпением ждут в Тихоокеанском океанологическом институте. Подробнее о результатах уникальной экспедиции мы расскажем в ближайших выпусках.

Елена Штылина, "Вести: Приморье".

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]
Знаете больше подробностей? Присылайте информацию, видео и фото в редакцию "Вестей Приморья" на номер в WhatsApp +7 (914) 076-47-77 или на адрес news@vestiprim.ru

Ваша оценка данного материала:

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.