«Судный день» для металлистов – в чём же обвинят экспортёров лома

Конфликт интересов нашли в судебном разбирательстве. Имущественный иск заставил российских экспортеров обратить внимание на уголовное дело в Приморье, сообщают «Вести:Приморье».
Сегодня во Фрунзенском суде Владивостока пройдет очередное судебное заседание, в котором рассматривается хозяйственная деятельность экспортёров металлолома, послужившая поводом для уголовного дела по статье контрабанда и неуплата таможенных платежей. Предыдущие несколько заседаний, в которых присутствовали представители приморских СМИ, в том числе и корреспондент ГТРК «Владивосток», запомнились заявлением об отводе судье Татьяне Курышовой. Адвокат Максим Литвинский заявил о прямом конфликте интересов у судьи, в связи с чем и был заявлен отвод председательствующему. Это было сделано сразу после того, как в начале заседания она высказала своё мнение что защитники и сами подсудимые организовали выезд свидетелей обвинения за пределы страны. Заявление об отводе было поддержано и другими адвокатами.
Однако, во время следующего заседания судья Татьяна Курышова ходатайство об отводе не рассмотрела и объявила перерыв из-за неявки ряда защитников по уважительной причине. Между тем, дело может стать резонансным не только из-за того, что защита ставит под сомнение беспристрастность судебного разбирательства.
Напомним, что по версии следствия недостоверное декларирование металлолома (признанного в 2017 г. «стратегическим товаром» и поэтому попадающего под статью в УК РФ) заключалось в его стоимости, указанной в таможенной декларации. На тот момент эта цена соответствовала внешнеторговому контракту и (по информации таможни) не отличалась от цен других экспортёров, хотя в дальнейшем лом и перепродавался дороже. Следователь СК РФ совместно с таможенными органами на этапе расследования предположил, что «недостоверное декларирование» занизило уплату таможенных платежей на 16 млн рублей, хотя это и составляло несколько процентов от уже уплаченных пошлин. После получения таких претензий компания экспортёр (ООО «Металлторг») превентивно доплатило определенную следствием и таможней сумму доначисленных платежей, а также и необходимый штраф. Дело по статье о неуплате таможенных платежей было прекращено, но осталась 226 статья УК РФ – «контрабанда».
Через два года слушаний в суде мощный "крен" в сторону обвинительного приговора дал внезапно появившийся имущественный иск на всю стоимость товара (более 800 млн рублей), определённую как сумму возможной конфискации. В судебном разбирательстве появился ущерб имущественным интересам государства, и в свою очередь защита видит в этом нарушение норм Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК).
По словам адвоката Данила Чанышева, органы следствия (Следственное управление СК РФ по Приморскому краю) за год расследования установили, что материальный ущерб в деле отсутствует, а потерпевших нет. «Обвинительное заключение было передано в суд, без установленного и отраженного в документе ущерба. Защита считает, что суд, действуя в рамках Уголовно-процессуального кодекса, не должен был рассматривать имущественный иск по конфискации. Если обвинение считает, что обвиняемые все же нанесли государству какой–либо материальный ущерб, то подавать отдельный гражданский иск по возмещению ущерба, необходимо после вынесения решения по данному головному делу».
Адвокат Максим Литвинский акцентирует внимание на том, что металлический лом — это обычный товар, не запрещённый к обращению. «Он не относится к природным ресурсам, которые могли быть добыты незаконно и скрытно перемещено за пределы РФ. Он никогда не был государственным имуществом. Это не товары, которые запрещены к обороту в РФ (оружие, наркотики, радиоактивные вещества и так далее). Заготовка и реализация металлолома – основная деятельность компании, которая экспортировала этот товар. На этот вид деятельности предприятию давно выдана соответствующая лицензия. У следственных органов не было никаких претензий к тому, что металлолом в ходе хозяйственной деятельности стал собственностью и товаром компании. Вопрос перехода права собственности этих партий товара ни одной государственной структурой никогда даже не рассматривался», - утверждает адвокат.
Заметим, что в последнее время всё больше участников внешней торговли вынуждены задействовать свои дочерние или «родственные» компании за рубежом (в дружественных юрисдикциях, конечно) для обеспечения деятельности и проведения международных платежей. Юридическая новелла в «ущербном» деле металлистов уже приводит к тому, что уже в недалеком будущем к доначисленным таможенным платежам (что сделать несложно), проверяющие начнут добавлять стоимость перемещенного товара, мотивируя это тем, что государство получило ущерб в этом размере. Опасения высказывают представители лесного и рыбного бизнеса, так как они большую часть своей продукцию поставляют на экспорт. Объёмы экспорта этих товаров составляют миллиарды рублей.
За запутанным судебным процессом заинтересованно следят неравнодушное предпринимательское сообщество, общественные организации и деловые СМИ.