След "Фукусимы": ученые Приморья пришли к пародоксальным выводам об радиации в океане

Во Владивосток вернулась экспедиция Дальневосточного отделения РАН. Практически месяц ученые исследовали Охотское море на научном судне «Академик Опарин». Состояние вод у берегов Курильских островов и Сахалина под особым контролем в связи со сливом загрязненных вод с АЭС "Фукусима 1". Стоит ли беспокоиться дальневосточникам? 

Швартовка закончена, «Академик Опарин» - у родного берега во Владивостоке. В рейсе задержался на двое суток — шторма. Но они не помешали учёным пройтись от севера Сахалина вдоль восточно-сахалинского течения, сделать съемки в юго-западной части моря. Около 130 заборов воды. И днём и ночью.

В кромешной тьме и в морскую качку учёные отбирали пробы. Главный помощник зонд. Аппарат не просто погружался на глубину 1000 метров, параллельно проводил исследования.

Игорь Алексеев, начальник гидрологического отряда:  «На нем стоят датчики — температуры, давления, теплопроводности, а также датчик кислорода, мутности. И когда он погружается, он записывает параметры среды. Но вот когда мы достаём, это карусель с батометрами, приходят химики и каждый в свою баночку набирает для своего анализа».  

Для анализов Даниилу Колюжному приходилось перекачивать сотни литров воды. Он исследует содержание радиоактивных элементов. Сейчас, после слива загрязненных вод с АЭС «Фукусима 1», ученых, впрочем, и всех дальневосточников, особо интересует состояние Охотского моря.

Даниил Колюжный, старший инженер лаборатории ядерной океанологии: «В этот патрон мы заряжаем этот самый сорбент, он работает как фильтр для радиоизотопов, и прокачивается вода. Поставлены они последовательно, здесь отбирается на радий, на бериллий, а далее на цезий».

Уже во Владивостоке исследования продолжатся, сорбенты сожгут  и пепел изучат на анализаторах. В лаборатории везёт свои пробы и Данила Соколов. У него груз потяжелее.

Данила Соколов, старший инженер лаборатории ядерной океанологии: «Отбирал пробы на тритий — это радиоактивный изотоп водорода, собственно Фукусима является источником его распространения в моря и океаны». 

Без страха учёные держат в руках пробы — так как они безопасны. Говорят, и дальневосточникам беспокоиться не стоит.

Вячеслав Лобанов, заведующий лабораторией физической океанологии Тихоокеанского океанологического института им. В. И. Ильичёва ДВО РАН: «Дальневосточников я бы сразу успокоил, никаких опасений нет, и напрасно есть публикации, что тритий может накапливаться в морепродуктах, рыбе. Нет, он не накапливается. Так вот мы эти наблюдения проводим уже более 40 лет.  И содержание трития вернулось к добомбовому уровню, до того как начали испытывать водородную бомбу в 50-х годах».

Российские акватории под контролем. Их ученые исследуют и летом, и зимой. Сейчас, кстати, особый период — идёт вертикальное перемешивание вод и загрязнения опускаются на глубину. Именно поэтому в экспедицию к берегам Курил и Сахалина Дальневосточное отделение РАН отправилось в третий раз. Суровые условия не пугают, а они были: к солнечному бесснежному Владивостоку учёные подошли на обледенелом судне.  

Мария Ежевская, Андрей Толстихин, «Вести: Приморье». 

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Ваша оценка данного материала

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.