"Транспорт": 60 лет троллейбусному движению во Владивостоке
Это был январь 1965 года. За четыре дня до торжества исполнительный комитет владивостокского совета трудящихся постановил - обязать товарища Гертмана вывесить все знаки, указать места остановок и разработать график движения с 6:00 часов утра до 24:00. А товарища Кулика - выделить специального регулировщика на перекресток Партизанского проспекта и Октябрьской.
Ровно 60 лет назад Владивосток торжественно открыл движение троллейбусов.
Это программа "Транспорт".
Сегодня - про юбилей нашего «усатого». Между прочим, старейшего на ДВ и в Восточной Сибири.
Как жаль, что в архиве кинопленок тех лет кадров дня рождения самого первого на всём Дальнем Востоке троллейбуса очень-очень мало. Всего-то несколько секунд! Сейчас нет цены этому январскому кинопривету из 65-го. Тогда это воспринималось как чудо.
Олег Кожемяко, губернатор Приморского края: "Все эти маршруты, которые были по городу. Конечно, с Горпарка, там было разворотное кольцо и пельменная, где мы могли по талонам купить пельмени, и было счастье, когда они были мясными. Потому что рыбные никто не ел. Ну и, конечно, студентами старались проехать зачастую без денег! - То есть зайцем все-таки ездили? - Конечно! Помню билетики синенькие".
Строили его чуть ли не всей страной. Участвовали все - Совет Министров СССР и лично курировал министр коммунального хозяйства товарищ Бутусов, три научных института - Воронежский Гипрокоммундортранс, Ленинградский Гипрогор и Владивостокский Горстройпроект. А сотрудников будущего троллейбусного депо на Иртышской, включая водителей, обучали в Омске. Сегодня всех, десятилетия посвятивших нашему троллейбусу поздравляли и награждали.
Любовь Атманова, водитель троллейбуса: "Ужасно страшно было. Я выехала в первый день. И резко набирала и тормозила, я была так напугана. На конечной пассажиры выходят и говорят- вам только дрова возить. Это было 21 июля 1981 года".
Любопытная вырезка из газеты «Красное знамя». Статья - «Троллейбусы пошли!» Раннее утро. Проспект 100-летия Владивостока еще пустынен. Но вот появляются первые пешеходы. Зябко поеживаясь, они торопятся к автобусной остановке, куда друг за другом подходят автобусы. Вдали показывается троллейбус. Впрочем, это никого не удивляет - ведь уже целую неделю машины проходят обкатку на линии. Особенно счастливы ребята - их возят бесплатно. Подойдя к остановке, троллейбус останавливается. Водитель распахивает двери:
- Кому в город? Садитесь!
В первые дни на единственном маршруте работали семь машин. Расписание учитывало интервал движения - 9 минут. В феврале на линию добавили еще пять ЗиУ-5.
Конечно, в те времена жили светлыми будущими планами и, надо быть реалистом, вряд ли хотя бы половину из них получилось бы воплотить. Например, советский генеральный план развития Владивостока, его разрабатывали в научных институтах Ленинграда, предусматривал линию в поселок Трудовое с кольцом у станции «Угольная». Еще один маршрут должен был связать Некрасовскую с Рабочей и, далее - что кажется совершенной фантастикой - по будущему автомобильному тоннелю с разворотом в районе стыка улиц Горной и Луговой.
Чего скрывать, сложные времена переживает владивостокский троллейбус. Не хочется верить, что его золотые годы остались где-то в 80-х. Огромный километраж его маршрутов в разы сократили грандиозные стройки саммита АТЭС. Дороги переделывали, а некоторые и вовсе заново строили.
Александр Будюк, ветеран Владивостокского ТТУ: "Было 59 километров контактной сети, а сейчас 11,5. - Он добряк, он строгий по жизни? - По жизни троллейбус вредный. В нем столько оборудования, и все может работать в своем репертуаре".
Когда всё закончилось, миссию возвращения проводов возложили на город, но где взять такие деньги?! Полтора десятка лет прошло и, кажется, что-то начинает меняться. 16 новеньких «Авангардов» поступило в депо в 2024-ом, а в этом году еще четыре прибавиться.
Константин Шестаков, глава г.Владивостока: "Человек не может быть без романтики и она обязательно будет. Первым шагом мы поедем в Снеговую Падь. А второй- разворот в районе Лесной заимки и самая южная точка- проспект Столетия, разворот рядом со стадионом «Строитель». Для этого надо закупать еще машины и еще тяговые подстанции".
Центральный парк культуры и отдыха - микрорайон «Рыбак». Это был первый маршрут владивостокского «усатого». Его открывали шесть ЗиУ-5 из 15-ти. В этом же году линию продлили до Чайки и запустили второй - до кольца на Багратиона. Когда-то троллейбус разворачивался на Спортивной Гавани, потом на Фокина. А еще от фуникулера он спускался по Суханова и Уборевича до Океанского проспекта.
Олег Кожемяко, губернатор Приморского края: "Дай Бог здоровья и процветания этому коллективу, который прошел все сложные годы. И сохранился и на этой базе сейчас можно делать развитие".
Наш троллейбус выстоял. Он и правда, ветеран труда, километража и эталон вместимости. Что ни говори, он - крепкий орешек! С днем рождения тебя, заслуженный, полноправный почетный житель города нашего.