Два десятилетия спасают тюленей в Приморье
Ежедневная помывка, смена пеленок, стирка и калорийное меню с прописанными витаминами. В Тавричанке, в единственном на ДВ реабилитационном центре для тюленей, с рассвета до заката все в заботах. Пациентов стало больше, а времени на отдых, соответственно меньше.
С весны и по июнь, а бывает что и по июль включительно, в Тавричанском реабилитационном центре для ластоногих «товарищей» скучные будни сменяются по часам расписанной суетой. Тюленья малышня, к которой судьба не улыбчива была, добрыми и глазастыми людьми на берегах в охапки собирается. Ну, как первоцветы в лесу. Только везут их не домой любоваться, а на срочные ветеринарно-спасательные процедуры. К Павлу Чопенко и Лоре Белоиван.
С утра - и пока не угомонятся. В тюленятнике все по часам, по распорядку. Несколько раз в день малышей надо помыть, пеленки им перестелить, вкусно накормить. Конечно, с мамами да на морских квартирах им было бы лучше. Но с ларгами тоже разное случается, всё как у людей. И в помощи неравнодушных они тоже нуждаются. Например, в финансовой.
Лора Беловиан, руководитель реабилитационного центра «Тюлень»: «Я не скажу, что грех жаловаться, потому что на самом деле нужд больше гораздо, чем сборов. Я думаю, что мы сейчас такой коммерческий проект сделаем. Не буду пока говорить, спойлерить не буду, но если все хорошо пойдет, то на содержание реабилитационного центра должно хватить».
Сейчас на полном пансионе пять пациентов, в начале апреля бывало и больше и, так повелось исторически, все с именами-документами. В карантинике, в ясли-группе Лазурит Эмчеэсов, Тур Грязев, Сладкая Эн и особенный случай - Ира Безверхова. Судя по всему она слепая, но в тюленьем мире такое явление встречается. По другой причине за ней присмотр особый - у малышки пневмония и подозрение на закрытую черепно-мозговую травму. За неё все здесь держат кулачки и ласты.
Лора Беловиан, руководитель реабилитационного центра «Тюлень»: «Идет рассинхрон в кормлении. И нашим волонтерам и врачу приходится раз в час подход делать. И практически весь рабочий день, даже не световой. Ну, в общем, с 7 утра до 23 вечера они все заняты. Потом количество и кратность кормления сокращается, вроде бы можно расслабиться немножко, вдохнуть, и тут появляется следующее животное, которого опять нужно 6 раз в день обиходить».
В средней группе этого детсада постоялец пока один - неугомонный Беляев. У него дела неплохо, «на пастбище» переведен. Часами плещется в персональном тазике.
Юлия Фадеева, волонтер, г. Иркутск: «В который раз ты здесь?».
- Вычитай.. 25 минус 13, 13-й год. Как обычно, недель на 5-6. Этот тюлень как бы сам по себе живет.
- Как у него с меню, как у него с аппетитом?
- 600-700 граммов рыбы, 3 раза в день съедает сам.
Тюлень Беляев вот-вот совсем взрослым станет. Как только права начнет качать — допустят до большого бассейна. Навыки охоты оттачивать будет. К тому же он ждет окрепшую малышню — требуется компания для межтюленьих бесед.
Юлия Фадеева, волонтер, г. Иркутск: «Самых ранних тюленей кормит Павел, а я с девяти начинаю и понеслась. Но у нас нынче очень хорошие волонтеры, поэтому стирка, уборка уже не на мне».
- Это получается рост, да, волонтерский рост по обязанностям? Каждый волонтер начинает сначала со стирки, уборки, а потом доходит до тюленей? - В идеале да, но бывают волонтеры способные, которых прямо сразу бросают на тюленях. - Ты сразу способная? - Сразу способная.
Лора Беловиан, руководитель реабилитационного центра «Тюлень»: «Вот роль волонтера, толкового волонтера, который уже все знает и все понимает в жизни тюленятника… Неоценимо совершенно. У меня иногда такое ощущение, что мы иногда не дотягиваем по уровню до наших волонтеров, потому что они такие строгие, соблюдающие все и делают нам замечания».
- Так, например? - Ну вот сейчас только - куда куртку на аптеку положила - сказала мне Юлия Фадеева, которая 13-й год приезжает.
Волонтерам со стажем пора медали за верность выдавать. Здесь подумают о такой процедуре. Тем временем в западном крыле этого санатория готова еще одна шестиместная палата для возможных новеньких.
Когда-то в этом персональном купе жил тюлень Челюскин. Вот, до сих пор, о нем данные остались. Условия проживания пятизвездочные. Шестиразовая кормежка - фишсуп, креветки, сельдь иваси. В особых случаях дают витаминки. Сплошные аплодисменты.
Два десятилетия здесь спасают тюленей благодаря редким спонсорам, но в основном - частным пожертвованиям. Помочь реабилитационному центру может любой. Его контакты и вся информация - на сайте largahelp.com.
Максим Каленник, «Вести:Приморье».