Леса восстанавливают энтузиасты в местах отвалов Новошахтинского угольного разреза
Пейзажи здесь - какие-то неземные. Как будто на другую планету попал. Всего 140 километров от Владивостока до угольных разрезов Новошатинска. Копают глубоко и широко уже полвека.
Школьный десант прибыл на разрез. Два автобуса! Детвора любопытничает. Особы творческие могут потом окружающую картинку зарисовать и даже фантастичности ей прибавить. Все-таки, считай, не то на Марсе, не то на Сатурне оказались. Инструктаж и, вперед, осваивать склоны.
Елена Соболева, ведущий инженер по охране окружающей среды, эколог разрезоуправления «Новошахтинское»: "А с чего это все началось? Взять и отработанные разрезы засадить? - Это законодательство. Потому что любое действующее предприятие должно привести земли в соответствие с тем, чтобы можно было их использовать Поэтому мы обязаны после добычи угля вернуть эти земли администрации для дальнейшего использования".
Ответственное землепользование иначе говоря. Туда, где добыча уже прекращена, должна вернуться красота природы. Первозданного состояния, конечно, не добиться. Но если очень постараться, получится красиво!
Елена Соболева, ведущий инженер по охране окружающей среды, эколог разрезоуправления «Новошахтинское»: "То есть сначала мы выположиваем откосы. Отвалы приводим в соответствие с проектной документацией по культивации. Затем наносим плодородный слой. Затем в почву вносятся удобрения и высаживается либо трава, либо деревья. Какие-то земли сдаются под сельхоз значения, они должны быть с хорошим плодородным слоем, чтобы можно было там посадить и вырастить продукцию. Какие-то участки под лесовосстановление. Потому что леса у нас должны быть".
- Так вы город переворачиваете! - Да, прямо в точку сказано!
И будут под Новошахтинском яблони цвести! Возможно, что в ближайшем будущем, при жизни этих школьников. Но постараться надо очень-очень а пока высаживаем молодые дубки. В этом году перелопатить и, как здесь говорят, «забульдозерить», под будущий лес надо порядка восьми гектаров. В следующем году сюда же на ПМЖ поселят два вида сосны - обыкновенную и густоцветковую. Опытным путем выяснили, что эти виды здесь неплохо приживаются.
Александр Олифиренко, директор центра природоохранных инициатив: "Да, работа на перспективу, на дальнюю перспективу, потому что, в отличие от травы, которая в Приморском крае растет практически со скоростью звука, деревья, они растут очень долго. И у нас в Приморье главная проблема для деревьев - это пробиться через траву. Тогда только они станут лесом. Потому что вот сейчас вы можете видеть. Когда-то здесь везде были леса. В результате деятельности человека эти леса превратились в так называемые лесостепи. Их называют лесостепями, хотя это никакие не степи, конечно. Это вторичные, чаще пирогенные пустыри, на которых мог бы вырасти лес, который бы выполнял свои климатические, экосистемные функции, ресурсные функции. Но вот то, что он зарос с травой и то, что эта трава очень часто у нас горит, обычно по весне, да, не дает лесу вырасти. Поэтому пока мы его не посадим, он здесь не вырастит".
Конечно же, работы здесь - ну прям разрез непаханный! Но если каждый год осваивать хотя бы гектаров по пять-шесть, то наглядные и, самое главное, позитивно зеленые изменения мимо проезжающие заметят быстро. И вот вам доказательство - на некоторых отвалах которые техника еще не успела раскатать, небольшие лесные чащи уже колосятся. Это тополь, дрожащий, здешние почвы без спроса осваивает. Его не будут трогать, конечно, пусть растет, раз ему здесь так нравится!
Александр Олифиренко, директор центра природоохранных инициатив: "Все экологи понимают, что вот есть положение о том, что садить лес на землях сельхоззначения не допускается. Все экологи в один голос твердят, что это недоразумение, что так нельзя быть, что это серьезное, скажем так, серьезное препятствие для восстановления естественных экосистем не только, но и серьезный, скажем так, недостаток для экономики и для роста вообще благосостояния людей, которые здесь проживают. Потому что лес, без сомнения, для местных жителей, да и для всей планеты несет с собой гораздо больше экологических полезностей, чем вот эти вот пустыри, заросшие травой. Ну, вот позиция министерства нашего сельского хозяйства, к сожалению, пока трудно ее пробить, хотя дискуссии эти ведутся давно уже о том, чтобы разрешить выращивать лес на сельхозземлях. В том числе это было бы полезно для сельского хозяйства, потому что лес ведь он не только как лес полезен, это в том числе ветрозащитные, снегоудерживающие полосы, полезащитные насаждения, это и противоэрозионные насаждения и берегозащитные, берегоукрепляющие. Это и зеленые зонты для скота на пастбищах".
Итого - тысяча саженцев дуба. Терпение и труд и все отвалы зарастут. Низины трогать не будут - в них природа распорядилась пруды разбить. Их здесь с десяток и в них уже рыба завелась. Караси и змееголовы. Да и вообще, запас воды для возрождающейся природы не помешает. А начинается будущий лес в этих теплицах, недалеко от разреза. Несколько тысяч саженцев. Кстати, школьники и здесь помогают.
Елена Соболева, ведущий инженер по охране окружающей среды, эколог разрезоуправления «Новошахтинское»: "Вроде как растет все в одинаковых условиях, но схожесть, допустим, от двух недель до четырех. И я заметила за это лето, что растения, они тоже как люди. Вот кто-то жаворонок, кто-то сова, вот также. И даже деревья, казалось бы, с одинаковых семян в одинаковых условиях, но кто-то проснулся рано, кто-то проснулся поздно!"
Александр Олифиренко, директор центра природоохранных инициатив: "Это вот так вот берётся и вот прям в этом виде туда, в отвал садится? - Да, да, да, да. То есть это очень удобно, то есть не нарушается целостность корневой системы, она уже вот в комке, это называется закрытая корневая система. Вместе с комом, с этим грунтом она высаживается в грунт. Преимущество в том, что такой способ выращивания, такой вид саженцев, он прощает многие ошибки, которые делают неопытные садисты".
Да, садисты, и, никак иначе. Это с языка школьников слово вылетело и прочно в местном специфическом лексиконе корни пустило. Хорошая примета, говорят. Значит и саженцы должны хорошо к небу тянуться.
Александр Олифиренко, директор центра природоохранных инициатив: "Ровно год назад дети у нас, в Хасанском районе, собрали жёлуди и весной, в мае, мы их посеяли в эти кассеты, в мае и в апреле. Дубки у нас, хорошие условия мы им создали, они дали два прироста у нас за год. Вот первый прирост, вот виден, это уже второй побег. Это сигалетки, им года ещё нет. Вот прирост первый, он где-то в июне вырос вот так, ну и вот второй прирост он дал уже в августе, в июле и августе. То есть два прироста даёт дубок, он соответствует стандарту, можно высаживать и при лесовосстановлении вот такие вот саженцы используются".
Когда-то в Приморье было два десятка государственных питомников, в ассортименте посадочного материала дефицита не было. Сейчас их единицы. Новошахтинские теплицы в этом списке — лишь капля в море - но больше сорока акций по высадке леса обеспечили. Совершенно бесплатно! И, вернемся на отвалы Новошахтинского разреза. У спродвижников этого великого дела должно все получиться. При помощи угольщиков уже лет через 15 здесь сформируется прочная лесная среда. Кстати, за четыре года руки приморских энтузиастов засадили лесом 379 гектаров, более миллиона деревьев.
Максим Каленник, Максим Малыгин, "Вести: Приморье".