Тайной окутана выставка «Сокровища огненной живописи» во Владивостоке
Новая выставка в Приморской картинной галерее окутана тайной. Никто не расскажет, откуда приехали экспонаты, не назовёт имя владельца коллекции, ценность которой не в материале, а в том времени, когда рождалась техника лиможских эмалей. Короли и пастыри с 12-го века, но точно так же и простые французы могли заказать и получить такую красоту.
Зал «Сейф». Это под землёй, это в полутьме. И это правильно, когда речь идёт о произведениях искусства, возраст которых почти 800 лет. А в основе миниатюр и увесистых картинок, размером со страничку средней книги — иногда золото, но чаще - медь. «Эмаль вскопанного поля»: так называют одну из ранних техник, когда углубления, сделанные в металле, засыпали стеклянным порошком, затем обжигали и полировали поверхность. Мастера из Лиможа, как и Лионские ткачи века на три-четыре позже, занимали в своём городе целые кварталы — искусство было компактным, как печи для обжига, и клановым. А в семьях имена как у королей, одни и те же. Вот и здесь — Николя Лоден Старший.
Екатерина Журбина, куратор коллекции, арт-консультант: «Он подписывался не столько своим именем сзади, сколько качеством своего письма. Когда вы смотрите на эту работу, понимаете, что здесь мастерская рука, что здесь выписаны все-все-все волоски, если приблизить. Как здесь проработаны и ушки, даже слёзы, которые текут у Апостола Петра, потому что же известно, он всю жизнь ходил с красными глазами, плакал из-за предательства Христа».
Екатерина Журбина один из тех редких специалистов, которым доверяют свои коллекции самые капризные русские собиратели. Владельцы того, о чём мечтают многие музеи!
Екатерина Журбина, куратор коллекции, арт-консультант: «Из музеев можно привозить, это, конечно же, является какой-то задачей, и это непросто, но всё же это в доступе. А с частным собранием — его надо найти и еще уговорить, потому что далеко не все коллекционеры готовы не просто делиться. Они очень переживают за сохранность предметов — это транспортировка, это упаковка-распаковка, монтаж».
Неназванный владелец этого клада, кстати, родом из провинции, случайным образом приобрёл первую лиможскую эмаль на распродаже. Но будучи глубоким человеком, изучил историю искусства от самых корней в 12-м веке до современности. Ведь и сейчас в Лиможе рождаются эмали. Там другие сюжеты, а технология почти неизменна. Правда, на выставке под названием «Сокровища огненной живописи» один из самых «молодых», в кавычках конечно, вот этот сундучок 18-го века с портретом Готхольда Эфроима Лессинга. Видимо заказчик знал не только легендарный «Лаокоон».
Первая экскурсия — для искусствоведов Картинной галереи. Когда куратор уедет домой, о коллекции расскажут наши феи. Потому и слушают, и вопросы задают, и проштудировали книги. До глубоких, если случатся этой зимой, снегов — огненная живопись будет гостить во Владивостоке. В феврале отправится обратно к неназванному владельцу, в город, который не знает никто…
Ольга Катренко, Андрей Селезнев, «Вести:Приморье».