В заливе Петра Великого нашли остатки самолета-«призрака», который пропал в годы Великой Отечественной войны. Видеорепортаж Николая Мешкова

В акватории залива Петра Великого нашли остатки самолета-«призрака», который пропал в годы Великой Отечественной войны.
21 июля 1944 года при выполнении задания по корректировке артиллерийского огня по движущийся цели штурмовик военно-воздушных сил Тихоокеанского флота Ил-2 продолжал полет на высоте 40-50 метров вдоль восточного берега острова Русского. И уже через несколько минут с ним потеряли связь.
По архивным данным штурмовик перешел в пикирование и с неработающим двигателем врезался в воду в районе мыса Ахлестышева. На борту находились 2 члена экипажа: летчик, младший лейтенант Гавриил Марышев и штурман-корректировшик, лейтенант Федор Лапаухов. Для них этот полет оказался последним. Поиски по "горячим следам" результата не дали. И только в этом году спустя более семидесяти лет дайверы-любители обнаружили металлические фрагменты предположительно самолета. С этого и началась поисковая операция.
Михаил Макаров, начальник морского отдела Института биологии моря ДВО РАН: «Мы сейчас пришли второй раз сюда. В первый раз мы удачно нашли это место, прописали глубины, примерно 17 метров. Нашли остатки самолета: винт, двигатель, пушка».
К изучению военного артефакта подключились сразу все компетентные приморские структуры. Поисковики подняли военные архивы и определили координаты последнего полета этого экипажа. Крушение в этом месте потерпел только один штурмовик. ДВО РАН предоставил свое исследовательское судно, а группа дайверов ДВФУ идентифицировала и изучила обломки самолета Ил-2.
Сергей Тесленко, руководитель подводного клуба ДВФУ: «Сегодня попытаемся найти фрагменты кабины, конечно, экипаж погиб. Конечно, за 70 лет, наверное, условия съели все фрагменты. Но будем пытаться найти какие-то части экипировки».
Боевая готовность к погружению, основная задача сегодня сделать видеосъемку всех деталей. Для этого привлекли победителя телефестиваля «Человек и море» Дмитрия Рудася, в объективы его камеры через несколько минут попадет часть самолета-«призрака». На вопрос о традициях перед операцией дайверы с улыбкой отвечают, что лучшая из них это - возвращаться. Ну и на всякий случай напомнить друг другу жесты подводного общения.
Это винт того самого Ил-2, предположительная судьба которого была известна только по документам. Конечно, после катастрофы он вряд ли сохранил первоначальный облик, и, по словам специалистов, в таких условиях морская вода может разрушить металл полностью. Что частично и произошло с фюзеляжем. Пушка тоже сохранилась не полностью, достать ее уже вряд ли получится. А вот сердце штурмовика - мотор, находится в весьма неплохом состоянии. Дайверы шутят, что если достать на сушу, походит еще годик-другой. Во всей мрачности этой фактически подводной могилы есть трогательная нота, о которой Дмитрий рассказывает с умилением. На двигателе поселилась рыбка, кораблик называется. Достаточно интересно смотрелась. Это еще раз говорит о том, что жизнь побеждает смерть или орудие смерти.
Дмитрий Рудась, оператор подводных съемок, лауреат т/ф «Человек и море»: «Это погружение в историю. Эта находка еще раз напоминает нам о нашем великом прошлом, точнее великом прошлом нашей страны. Если говорить об акватории Приморского края, то тут еще много загадок, которые нам предстоит открыть».
21 июля 1944 года при выполнении задания по корректировке артиллерийского огня по движущийся цели штурмовик военно-воздушных сил Тихоокеанского флота Ил-2 продолжал полет на высоте 40-50 метров вдоль восточного берега острова Русского. И уже через несколько минут с ним потеряли связь.
По архивным данным штурмовик перешел в пикирование и с неработающим двигателем врезался в воду в районе мыса Ахлестышева. На борту находились 2 члена экипажа: летчик, младший лейтенант Гавриил Марышев и штурман-корректировшик, лейтенант Федор Лапаухов. Для них этот полет оказался последним. Поиски по "горячим следам" результата не дали. И только в этом году спустя более семидесяти лет дайверы-любители обнаружили металлические фрагменты предположительно самолета. С этого и началась поисковая операция.
Михаил Макаров, начальник морского отдела Института биологии моря ДВО РАН: «Мы сейчас пришли второй раз сюда. В первый раз мы удачно нашли это место, прописали глубины, примерно 17 метров. Нашли остатки самолета: винт, двигатель, пушка».
К изучению военного артефакта подключились сразу все компетентные приморские структуры. Поисковики подняли военные архивы и определили координаты последнего полета этого экипажа. Крушение в этом месте потерпел только один штурмовик. ДВО РАН предоставил свое исследовательское судно, а группа дайверов ДВФУ идентифицировала и изучила обломки самолета Ил-2.
Сергей Тесленко, руководитель подводного клуба ДВФУ: «Сегодня попытаемся найти фрагменты кабины, конечно, экипаж погиб. Конечно, за 70 лет, наверное, условия съели все фрагменты. Но будем пытаться найти какие-то части экипировки».
Боевая готовность к погружению, основная задача сегодня сделать видеосъемку всех деталей. Для этого привлекли победителя телефестиваля «Человек и море» Дмитрия Рудася, в объективы его камеры через несколько минут попадет часть самолета-«призрака». На вопрос о традициях перед операцией дайверы с улыбкой отвечают, что лучшая из них это - возвращаться. Ну и на всякий случай напомнить друг другу жесты подводного общения.
Это винт того самого Ил-2, предположительная судьба которого была известна только по документам. Конечно, после катастрофы он вряд ли сохранил первоначальный облик, и, по словам специалистов, в таких условиях морская вода может разрушить металл полностью. Что частично и произошло с фюзеляжем. Пушка тоже сохранилась не полностью, достать ее уже вряд ли получится. А вот сердце штурмовика - мотор, находится в весьма неплохом состоянии. Дайверы шутят, что если достать на сушу, походит еще годик-другой. Во всей мрачности этой фактически подводной могилы есть трогательная нота, о которой Дмитрий рассказывает с умилением. На двигателе поселилась рыбка, кораблик называется. Достаточно интересно смотрелась. Это еще раз говорит о том, что жизнь побеждает смерть или орудие смерти.
Дмитрий Рудась, оператор подводных съемок, лауреат т/ф «Человек и море»: «Это погружение в историю. Эта находка еще раз напоминает нам о нашем великом прошлом, точнее великом прошлом нашей страны. Если говорить об акватории Приморского края, то тут еще много загадок, которые нам предстоит открыть».
В департаменте культуры Приморского края сейчас решается вопрос о том, доставать эту историческую находку для музея или увековечить место крушения на дне. Стоит помнить, эта точка - братская могила двух советских летчиков. Чьи правнуки наконец-то смогут в преддверие праздника Великой Победы спустить на воду венок, как символ вечной памяти.
[media=http://youtu.be/QtsvkC4--4A]
Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]