В Приморской картинной галере выставили единственное в России полотно японского художника XIX века. Видеорепортаж Ольги Катренко
Приморская картинная галерея этим летом презентует уникальный проект в серии «Выставок одного шедевра». На этот раз публика может познакомиться с единственным в России полотном японского художника Ямасито Рин. Его предоставили коллеги из главного музея страны, чей филиал открыт и во Владивостоке. Из Эрмитажа сопровождать реликвию прибыл главный хранитель отдела истории русского искусства.
Ирина Захарова вместе с директором Приморской картинной галереи и почетными гостями перерезает символическую ленточку, открывая доступ к скрытому в специальном стеклянном кубе полотну.
10 лет назад главный хранитель отдела русского искусства Эрмитажа и подумать не могла, что будет разъезжать по свету именно с этим шедевром. Но со временем интерес к японскому мастеру только усиливался. А тут и юбилейная дата. 125 лет назад известный библейский сюжет кисти первой в Японии художницы, которая училась живописи в Санкт-Петербурге, у ректора императорской Академии художеств Фёдора Йордана, преподнесли в дар Цесаревичу Николаю. Он как раз находился в большом путешествии по Востоку и только что пережил покушение в Оцу.
Ирина Захарова, главный хранитель отдела русского искусства государственного Эрмитажа, г. Санкт-Петербург: «Он считал, что легче перенес и быстрее вылечил рану благодаря подарку. И привез его вначале в Аничков дворец, а затем уже в Зимний».
На оборотной стороне шедевра — гравировка со словами, посвященными наследнику российского престола на русском и японском языках. Лицевую в свое время сравнивали с работами итальянских мастеров. И верно, Ямасито Рин была увлечена живописью Рафаэля. И во время обучения в Петербурге часто бывала в Эрмитаже, любовалась, делала зарисовки. Ее герои — те же, что и на полотнах Санти — Мадонна, ангелы, воскресающий Христос.
Касаи Тацухико, генеральный консул Японии во Владивостоке: «Я увидел творчество Ямасито Рин здесь. Это нежно и талантливо».
Ямасито Рин начинала как мастер традиционной японской гравюры укиё-э, но со временем ощутила тягу к европейскому искусству. И в 1881 году, самой первой из японок, приехала учиться в Россию. А вернувшись, писала в основном на духовные темы. Она пережила страшное землетрясение в Токио, когда сгорели почти все ее холсты. И до конца дней хранила добрую память о российских учителях.
Алёна Даценко, директор Приморской картинной галереи: «Наша выставка — значительное событие. Работы Ямасито Рин выставляли ведь только в Японии. И единственное, что есть в нашей стране как раз реликвия из Эрмитажа».
Чтобы как можно больше людей могли приобщиться к прекрасному, выставка одного шедевра в Приморской картинной галерее продлится до 2 октября.