Окончание охотничьего сезона в национальном стиле отметили удэгейцы. Видеорепортаж Марии Нетребенко
В селе Красный Яр с размахом отметили окончание охотничьего сезона и первый день рождения национального парка «Бикин». Это не случайно, ведь теперь нацпарк для удэгейских охотников не только место исконного промысла, но еще и официальная работа.
Перед началом любого большого дела обязательно нужно «покамлать». В бубен бьют, конечно, люди не случайные, а удэгейские шаманы или их потомки. Когда духи накормлены, отобедать можно и человеку. К празднику здесь сварили огромный котел похлебки из изюбря. Шеф-повар Надежда Дункай сама в прошлом добывала пушного зверя в тайге, поэтому точно знает, что именно любят главные гости праздника - охотники и их семьи.
Надежда Дункай, жительница с. Красный Яр: «Мясо изюбриное, дикое, вот варили, чтобы гостей всех накормить, все-таки праздник».
На праздник приехала целая делегация из села Гвасюги Хабаровского края. Благодаря этому наконец смогли встретиться родственники, которые не виделись по несколько десятилетий. А кроме того, гвасюгинцы привезли свой танцевальный коллектив и мастериц. Кстати, среди всех коренных народов Дальнего Востока именно у удэгейцев национальная одежда всегда была расшита богаче всего.
Раиса Ли, мастерица: «Здесь растительный узор, будто кустик над ручейком растет. Повседневные халаты у удэгейцев не украшались, только вот праздничные халаты мастерицы вышивали для своих детей, мужей».
Муж-охотник в удэгейской семье - непререкаемый авторитет и глава. Дома его нет в сезон добычи соболя — с ноября по март. В Красном Яре почти в каждой семье есть свой охотник. Поэтому возвращение мужчин из тайги или Вакчайни можно по праву назвать главным праздником.
Ну, а гвоздь программы - настоящая удэгейская олимпиада. Охотники и сотрудники нацпарка «Бикин» разбиваются на команды и выясняют, кто быстрее, выше и сильнее в национальных видах спорта.
Ходули здесь не смеха ради, в тайге удэгейцы иногда с помощью них переходят мелкие речки и болота. Cамая жаркая борьба вполне предсказуемо разворачивается в состязаниях на меткость.
Метание копья для удэгейцев - даже не спорт, а исконный метод охоты. В древности они ходили с ним даже на медведя. Ну, а нам - детям цивилизации - суметь его хотя бы докинуть.
У Григория Канчуги и копье получается метнуть точно в цель, и следы диких зверей он отгадывает почти с закрытыми глазами. Все детство, пока его городские сверстники сидели за компьютером, Григорий с отцом учился жить в тайге.
Григорий Канчуга, охотник: «Мы — удэгейцы. И у нас это в крови, метать копье, стрелять из лука».
Cамым зрелищным состязанием становится перетягивание каната. Здесь в большинстве случаев стройным и юрким удэгейцам не просто, ведь победа на стороне не только сильных, но и самых тяжелых.
Но в Красном Яре любят не только силовые виды спорта. Шахматы - одно из главных увлечений местных жителей. Ко Дню охотника здесь провели турнир памяти Василия Батанеевича Суляндзиги - это ныне покойный директор школы, математик и заядлый шахматист, благодаря ему интеллектуальная игра и стала здесь народной. В Красный Яр даже приезжал 10-й чемпион мира Борис Спасский. Гроссмейстер провел со всеми краснояровскими шахматистами сеанс одновременной игры, о которой до сих пор ходят легенды.
Владимир Уза, шахматист: «Ничья была, никто не выиграл, Ефрем сделал ничью, вот так».
Впрочем долго расслабляться и праздновать окончание сезона охотникам не придется, уже совсем скоро пора будет готовиться к следующему заезду в глухую тайгу. Да и забот у них станет больше, ведь теперь они еще и охотинспекторы национального парка «Бикин», который стал первой в России особо охраняемой территорией, где поддерживают традиционный образ жизни коренных малочисленных народов.