Боевой штурмовик Ил-2 восстановили приморские умельцы. Видеорепортаж Максима Каленника
В музее авиации в пригороде Владивостока появился новый экспонат - настоящий, боевой штурмовик Великой Отечественной - Ил-2. О возвращении легенды и трагической истории его экипажа - в этом сюжете.
Пора открывать! Легендарный штурмовик Великой Отечественной восстанавливали более трех лет. К празднику Победы успели сделать всё, кроме очень важной и яркой детали.
Ярослав Ливанский, командир Поискового объединения «АвиаПоиск»: «Наверное не для камеры, но этим другие люди были должны заниматься. Но чувство ответственности, мы так с душой подходим к каждому самолету и настояли на том, чтобы размеры звезд и опознавательных знаков были выдержаны четко по нормативам ВВС РКК. Размер звезды и место ее расположения совпадает с оригиналом!»
Пятьдесят второй борт всей страной собирали. Большая часть его начинки и корпус - приморские, с места его падения в болотных низинах в пригороде Артема. Недостающие оригинальные детали везли с Сахалина, Новгородской области и Санкт-Петербурга. Реконструкторы постарались сделать всё, как у нового. И только родной двигатель решили поставить рядышком, чтобы все видно было.
Ярослав Ливанский, командир Поискового объединения «АвиаПоиск»: «Руки золотые, буквально на коленках собрать такую машину, это дорогого стоит».
Этому самолету даже фильм посвятили. Самый массовый боевой самолет времён войны. Его разработали в конструкторском бюро под руководством Сергея Ильюшина и собирали на авиазаводах с 1941-го по 45-ый.
Для немцев штурмовик Ил-2 стал настоящим проклятьем - самым опасным самолетом.
Дмитрий Пихурин, участник Поискового объединения «АвиаПоиск»: «Этот штурмовик называли «летающий танк», «утюг», иногда «горбатый». Какие только эпитеты к нему не применялись. Но он наводил ужас на врага».
На этих же самолетах страна завершала Вторую мировую на Дальнем Востоке. Экипаж 52-го борта, двадцативосьмилетний старший лейтенант Александр Смирнов и девятнадцатилетний стрелок- радист, младший сержант Николай Курочкин погибли 14 августа 1945-го при выполнении учебного боевого полета в пригороде Артема. Их могилы сейчас всего в трех километрах от родного Ил-2 на Кневичанском кладбище.