Причуды природы: страшный скрежет озера Ханка пугает жителей Приморья. Видеорепортаж Ольги Катренко

Торосы на Ханке начинают таять под ярким февральским солнцем. В этом году, приморская зима очень снежная и многоэтажных озёрных фигур не получилось. Но инспекторы Ханкайского заповедника всё же наблюдают причуды природы. А заодно — и контролируют рыбалку. Почти 100 километров намотали по льду самого большого озера на Дальнем Востоке. Еще немного, и Китай.
Неглубокое — до шести с половиной метров, илистое — сколько речушек и рисовых каналов несут в него пески и почвы. Это вот речка Гнилая не спит всю зиму, и довольно близко, замечаете — охотники до щуки…
Рыбы в Ханке — как песка. И птиц много по весне, редких. Оттого особым вниманием окружены берега и акватория. С инспекторами Ханкайского заповедника несёмся по просторам навстречу льдам. Поля всю зиму движутся друг на друга. Сталкиваясь, ломают фигуры. А смотрится - то как лунная поверхность, то как строчка внахлёст.
"Знатока отхватили" - шутят молодые инспекторы. Юрий Антипенко всю жизнь на этих берегах, и как минимум 30 лет специалист научного отдела в заповеднике. Торосы — его подопечные.
Юрий Антипенко, специалист научного отдела Ханкайского заповедника: «Самая трещина — она проходит посреди торосов, вот в чём дело, а потом находит льдина на льдину. Она поднимается, и пошла, пошла, пошла...».
Особых новостей от торосов ученые не ждут. Но, вот госинспектор, Маша Грищенко, взбирается по склону - зафиксировать цвет и высоту.
Ольга Катренко, корреспондент: «Лёд и лёд. И он пятнистый, действительно, то есть маленькие песчинки, которые поднимались со дна, когда льды сталкивались, они здесь есть. Это вам не Байкал с его бирюзой, но всё равно наше, родное. И человек — царь природы, царевна! Видели торосы с двухэтажный дом?»
Мария Грищенко, государственный инспектор Ханкайского заповедника: «Я — нет, я еще недавно работаю, поэтому мне не пришлось».
Всё впереди у Маши: подвижки ханкайского дна, и как следствие разливы и застывшая бирюза. Вот так было на Ханке четыре года назад, как раз после небольшого землетрясения. И кто сказал, это вам не Байкал?