Один из первых приморцев, павших на Великой войне — родом из Анненки. Видеорепортаж Ольги Катренко
В Анненке уже вовсю гудят пчёлы. Анненка — мёд предлагает, объявления на каждом заборе. Пасеки - здешняя достопримечательность. И пирамидальные тополя. Но у дороги, под сенью дубов еще одна народная реликвия - обелиск воинам, павшим во время Великой Отечественной. Память приморского сердца сегодня там, в Анненке.
Фигура долговязая, широкий шаг. Наверное, самый высокий из анненских, Анатолий Гамалей — сын фронтовика. Теперь-то во Владивостоке. И навестить село приехал с нами. Но как тут и был…
Дом деда, первое гнездо. Врос в землю, а так ведь все Гамалеи отметились босыми ножками по полу.
Анатолий Гамалей, краевед, поисковик: «По старинке, на кухне глиняный, укатанный, утоптанный, ни пылинки».
Анненка весной совсем не похожа на взъерошенного воробья. Чистенькая, будто из ручья умылась. И обелиск на пригорке оттаял. Скоро добрые потомки придут и здесь порядок наводить.
Уникальный человек, Анатолий Гамалей. О каждом бойце-земляке знает. Не из «Книги памяти», хотя и перелистал вдоль и поперёк. От людей, прямых родственников. Из архивов, где работал сам, куда посылал запросы. И вот нашел упущение. Анненский воин, Николай Хомечук, погиб в июне 1941-го, а имени его на обелиске нет.
Анатолий Гамалей: «Наверное, один из первых приморцев, из села нашего точно. На Западной границе принял бой. 17-ый мехкорпус разгромлен был в первые дни войны, 22-26 июня».
Он как ходячая энциклопедия: о судьбе расскажет, воинском подразделении - с прицельной точностью. Вот Голядинец, Иван Тарасович. 32-я дивизия Полосухина.
Анатолий Гамалей: «На Бородино держали оборону. Пропал без вести там, село Борисово. Хочу узнать, что случилось. В донесении весь лист - пропавшие без вести».
Трагическая судьба почти у всех приморцев 87-ой стрелковой. Из Спасска напрямую в Сталинград. Немало анненцев попали в эту дивизию. И сражались земляки бок о бок.
Ольга Катренко, корреспондент: «Гайдук Иван Лаврентьевич. Его односельчанин перевязывал ему рану. Односельчанин, чьей фамилии здесь нет, потому что он войну эту прошёл. Но что интересно, приехал Иван Лаврентьевич сюда, в Анненку, в мае 1941 года, а в 1942-ом уже погиб под Сталинградом».
В 60-е установили этот обелиск. Вдовы, матери, сёстры накрыли столы на солнечном пригорке, чтобы помянуть мужчин. С тех пор почти никого не осталось. Рушится памятник. Теперь ему нужно гораздо больше, чем просто добрые руки.