"Уроки краеведения Приморья": Загадки маяков Приморского края

Что такое маяк? С инженерной точки зрения это башня, на вершине которой спрятался «дальнобойный» источник света- надежный ночной ориентир для экипажей судов. Безопасность мореплавания — вот их главная задача.

В России первый маяк построили в 1719м, на Балтике, по приказу Петра Первого. Но настоящая история путеводного света в России стартовала только в следующем столетии. "Это произошло 27 мая 1807 года. 8го июня по новому стилю. 213 лет назад в этот день Император Александр Первый утвердил «Положение о содержании маяков и штате маячной команды». Всего 19 маяков начинали летопись путеводного света России".

В истории маяков Приморья царская эпоха стала самым «золотым» временем. Нашему региону просто сказочно повезло: великолепную девятку красИвейших маячных башен подарили строители тех времен не только морякам, но и всем приморцам. Первая появилась на скалистом пяточке земли напротив Владивостока. "Истории маячного света в Приморье уже почти полтора столетия. 144 года назад, спустя всего 16 лет после основания Владивостока, в проливе Босфор Восточный на крошечном острове Скрыплева возвели первый маяк. Вечером 20 ноября 1876 года на его вершине вспыхнул белый огонь. Маяк Скрыплёв старейший на западных берегах Японского моря". 28 маяков в Приморье. Пять из них- островных. Кроме Скрыплева, это маяк Кроличий в Амурском заливе, напротив Безверхово, маяк Аскольд в заливе Петра Великого, Чихачёв на входе в залив Ольга, и маяк Орехова в бухте Преображения. Кроме маячников на этих островах больше никого нет и жители ближайшей к ним цивилизации присвоили хранителям света общую на всех должность- губернатор острова Борнео.

"В советский период рассвет маячного строительства в Приморье случился трижды. Сначала в 30-х. Тогда на высоких берегах Приморья установили пять башен. Во второй раз маячная фортуна улыбнулась Приморью в 50-х. Сразу 11 ночных Прометеев из камня, кирпича и бетона появились в эти годы. Последний рассвет маячного строительства был в 70-х. Маяк Неприступный в заливе Находка и новая башня маяка Сысоева под Фокино. В 75-, в трех километрах от поселка Моряк-Рыболов заработал маяк Дальний а в Каменке- маяк Опричник. Эти два маяка стали последними в Советском Союзе, проекты которых предусматривали, что люди на них будут не только работать, но и жить".

Кстати, не путайте маяки со светящимися навигационными и створными знаками. Их в Приморье больше семидесяти, и, несмотря на то, что больше половины из них это бетонные башни, маяками они не являются. "Маяки – святыни морей. Они принадлежат всем и неприкосновенны, как полпреды держав. Это изречение Константина Паустовского известно всем маячникам страны. В странах Европы и даже в Японии многие маяки объявлены национальным достоянием. Быть может, когда-нибудь это сделают и российские власти".

Историческим и, в буквальном смысле «светлым» достоянием Приморья можно объявить как минимум половину морских Прометеев. К примеру, маяки Белкина, Низменный, Поворотный, Аскольд, Скрыплев, Токаревский, Гамова и Брюса — каждому более ста лет- построены из природного тесанного камня и царского кирпича а башня на мысе Назимова, ей уже 122, сделана из чугуна и стали. Тогда светооптическое оборудование для этих маяков заказывали во Франции, у конкурирующих друг с другом фирм.

"Еще три любопытных факта связаны с маяком Брюса, что под Славянкой,Чихачёва, в Ольге и Золотым на крайнем севере Приморья. Начнем с Брюса" . В 1855 году экипажи английской эскадры кораблей «Винчестер» и «Барракуда» в поисках русского флота оказались в здешних водах. Это был период Крымской войны. Неизведанные берега решили обозначить и присвоить им названия. Так, за 5 лет до основания Владивостока, на европейских картах появился мыс Брюса, названный в честь командующего эскадрой контр-адмирала. В столице главной морской державы тех лет, в Лондоне, напечатали карты с этим названием. Их количество приумножалось, они разошлись по Европе, но на ДВ об этом не знали. В 1862 году российская экспедиция, не имевшая этих карт, исследовала эти же берега. В результате мыс Брюса стал мысом Буссе- в честь военного губернатора Амурской области. Но вскоре на ДВ появились карты, раннее изданные в Европе и Сантк-Петербурге- с мысом Брюса. В 1907 Главное гидрографическое управление Морского министерства России распорядилось начать строительство маяка Брюса на мысе Брюса, хотя к этому времени успели напечатать карты с мысом Буссе. Но и их пришлось перепечатать, чтобы обозначить маяк. Так уж получилось, что маяки и мысы подписывали коротко- буквой М. И с этого момента началась картографическая неразбериха. Что здесь Брюс и что Буссе!? Хотя даже в Лоции Японского моря черным по белому написано- что всё-таки мыс и маяк носят общее, первоначальное название- в честь английского контр-адмирала Брюса.

"У маяка Чихачёва тоже могло быть английское название.остров на котором он стоит открыл в июле 1856 года экипаж 3-мачтового 17-пушечного винтового пароходо-фрегата «Хорнет». Капитан Чарльз Форсайт назвал его «Брайдон» по фамилии одного из офицеров. Но через год русские моряки с пароходо-корвета «Америка» этот же, но для них не известный остров нарекли в честь своего командира Николая Чихачёва. Через 58 лет на вершине острова загорится свет одноименного маяка". Подобная история случилась и с мысом Золотой на севере Приморья. В далёком 1787 экспедиция выдающегося французского мореплавателя Жана Франсуа Де Гало Лаперуза открыла его и обозначила на карте в честь адмирала Пьера Андрэ Де Сюффрена. В честь него же назвали и бухту. Через 87 лет очередная русская экспедиция назовет мыс Золотым, правда название это не прижилось даже в 1930м, когда на этом месте впервые поставят железный маяк с таким же названием Золотой. Только в 1960, когда железную башню маяка заменят на бетонную имя Сюффрена окончательно исчезнет с карт и лоций побережья Приморья. В истории каждого нашего маяка есть интересные детали. К примеру маяк Егорова весит 70 тонн! Он собран из чугунных тюббингов изготовленных в Кронштадте.

У шкотовского маяка сразу три действующие башни а на Поворотном и Аскольда в годы гражданской войны дважды власть менялась. Сначала их Белая армия взяла а потом Красная. Разный цвет огня у маяков: красный, зелёный или белый. Значительно реже встречается жёлтый, но синий-никогда. Он непригоден для навигаци, сливается на большом расстоянии и становится нечетким. В спутниковых технологий Приморье- самый маячный регион страны и самое главное, что все наши маяки- действующие.

"64 года назад, в 56-м, на мысе Басаргин взамен старой металлической конструкции построили новую, красно-белую бетонную башню с зеленым фонарем и к пятнадцатилетию Приморского телевидения маяк Басаргин станет его почти сакральным символом: как минимум два десятилетия наше вещание будет начинаться именно с этих кадров. Впервые я увидел их в 84-м, на экране еще черно- белого телевизора ВЕСНА-308, и тут же влюбился в этот светлый образ. Кто бы знал, что спустя 16 лет я начну работу на Первом Приморском телевидении и с этого дня маяк Басаргин и другие его собратья станут моими постоянными спутниками. Приморью со святынями морей повезло- их у нас 28! Пусть в сердце каждого из вас будет место своему маяку. Надежный и верный ориентир нужен каждому".

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Комментировать:

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.
Загрузка...