Фермер из Ханкайского района мечтает возродить сельскохозяйственную авиацию. Спецрепортаж Максима Каленника
Это поля Ханкайского района, правда в начале 70-х. Полвека прошло, а сельское хозяйство в этих местах в наши дни в основном на энтузиазме местных жителей держится.
- Андрей Алексеевич, на ваших плечах вся эта техника?
Андрей Баланюк, механизатор-комбайнер: «Не только на моих, тут еще два механизатора у нас есть».
Механизатор Андрей готовится в поле поехать. Несмотря на дождливую первую половину лета, работать все равно надо.
Андрей Баланюк, механизатор-комбайнер: «Протравить сою в поле, никак не можем туда влезти. Сыро, колеи наделаем и застрянешь, убирать потом на комбайне плохо по кольям».
- А что у вас растет лучше, как считаете?!
- Соя, пожалуй. И овес тоже.
Соя и правда стала королевой приморских полей. Эту почетное звание кукуруза ей давно уступила.
Ну, мой дед, вообще, приехал при царе сюда на Ханку, в Турий Рог. И бабушка тоже, вдвоем с сестрой, будучи сиротами.
Виктор Амелин всеми корнями врос в Ханкайскую землю и мечтает возродить ее былую сельскохозяйственную славу. На его полях -кукуруза, овес, соя и, кстати, пшеница, за которую большинство приморских фермеров берется неохотно.
- А вообще пшеница, слышал, может меня поправите, не самый регион подходящий для пшеницы?
Виктор Амелин, фермер: «Да, потребности нет, климат для нее нормальный, но надо успеть убрать ее вовремя, а климат иногда зачастую не дает ее убрать».
Затяжная весна и мокрое начало лета подпортили планы Виктора Амелина на уборочную. Но он всё равно не унывает.
Виктор Амелин, фермер: «Того урожая уже не будет, какой планировал, если бы не было подтопления. Собираем мы по-разному, задача стоит - дойти до 2,5 тонн сои с гектара».
На окраине села Майское застолбил он стан для техники. Трактора, комбайны и прочее. Это самый дорогостоящий актив его фермерского хозяйства, ведь покупать все приходится в кредит. Поэтому и берегут железо, которое, механизаторы умудряются годами держать в рабочем строю.
Ветеран сельскохозяйственного фронта! Этот бульдозер, собранный еще в 85-м году на Павлодарском тракторном заводе имени Ленина, в Казахстане. Завода уже нет, а старичок до сих пор на ходу.
Виктор Амелин, фермер: «В этом году нас лишили субсидии по лизингу. Вот этот трактор у нас лизинговый. И нас лишили 400 тысяч, их мы должны были получить. Потому что урожайность ранних зерновых не достигла планового показателя, хотя департамент сельского хозяйства свои обязательства нарушает гораздо чаще. И мы не получаем в полном объеме субсидии, которые они нам заявляют. Два года назад нас уговорили заплатить страховку полностью, а потом мы вам вернем, но нам не вернули. И вот думаю, что надо судиться с департаментом. Есть факторы, на которые мы повлиять не можем. Погода, и это сказывается на урожайности. А в департаменте сказывается, я думаю, неполное финансирование».
Его хозяйство небольшое. Он называет его микро, но полтора десятка человек работой обеспечивает. Учитывая, что альтернативы в округе практически нет, а людей здесь немного - постоянную занятость части населения он обеспечивает. Поля Виктора Амелина, или Александровича, как его местные мужики именуют, начинаются практически сразу же за станом.
Виктор Амелин, фермер: «Наш Россельхознадзор заставил нас это все задисковать. Хотя я им говорил, что здесь взлетно-посадочная полоса, мы кончили все диски здесь. Мы сейчас скосим траву, опять будем закатывать тяжелыми катками и восстанавливать будем для кукурузника».
Странное требование вышестоящей организации натолкнуло Виктора Амелина на грандиозную идею - возродить в Ханкайском районе сельскохозяйственную авиацию, которую в 90-е почти по всей стране похоронили.
Виктор Амелин, фермер: «Здесь раньше был расположен аэродром рисоводческого «Авангарда», в советское время он сеял 8,5 тысячи гектаров риса, это больше всех в Приморье. И кукурузник здесь садился, заправлялся, взлетал и обрабатывал рис».
Подумывает Амелин еще и рисом заняться. Прикидывает пути и возможности. Помощи уже особо не ждет, лишь бы палки в колеса не вставляли.
Виктор Амелин, фермер: «С рисом тяжело в том плане, что в Приморье нет сегодня семеноводческих хозяйств для производства семян риса. И не хватает людских ресурсов. Рис, все-таки, их требует намного больше. Рис еще выращивают у нас, но мало. В Майском вот есть хозяйство, но китайское. Сто гектаров посадили бы. Мы им займемся, но через года два. Мы кредиты берем, тут самое главное, это решить вопрос с человеческим фактором, не хватает людей».
Говорит Амелин, что надо было ему родиться экономистом. Мать его в соседней Ильинке на пекарне на этой должности работала и по ночам отчеты писала.
А что касается мечты о возрождении сельскохозяйственной авиации информация следующая. Энтузиастов с собственным кукурузником Виктор Амелин уже нашел. И они готовы приступить к обработке полей. Осталось получить разрешение в Росавивации.
Надо добиться успеха, правда, я не знаю когда, он придет.