Прометей побережья : маяк Сысоева 50 лет освещает путь морякам. Специальный репортаж Максима Каленника

Прометей побережья или святыня морей. Маяку на мысе Сысоева скоро 50 лет исполнится. В Приморье он одним из последних, построенных в советскую эпоху. После развала Союза световых башен в России уже не строили. 

Всего два часа от Владивостока по находкинской трассе, в Фокино поворачиваем на Дунай, а дальше - по сопкам, строго на юг. Дорога упирается в шлагбаум, это закрытая территория. Но как его открыть, мы знаем, ведь у нас спецпропуск на руках. Еще немного и - здравствуй, маяк со штатным номером 390. Добро пожаловать, на Сысоев!

В 1862-ом этот мыс отметила на картах команда шхуны "Восток" во время экспедиции. Его назвали именем самого молодого участника этого похода - Ивана Сысоева. Всего 21 год ему было в то время, но уже через три года он умер.

Хотя информация по Ивану разная - то ли воспаление легких его свело в могилу, то ли погиб во время одного из морских переходов. Память о нем, пожалуй, только на карте побережья и значится.

- Семья как к работе отца относится?

Константин Козырев, начальник маяка: 
"Я думаю, что гордятся. - А сами в маячники хотят пойти? - Нет, им еще рано к этому думать. К этому надо прийти. К маяку. Тут если пришел, то отсюда уже не уволишься".

Константин 15 лет на Сысоеве работает. Пришел сюда механиком в 2005-ом, а через три года маяк возглавил, и настолько с ним сроднился, что жизнь свою без этой башни уже не представляет.

Константин Козырев, начальник маяка: "Один знакомый маячник, прекрасно его знаете, с Басаргина, сказал, что это профессия, которой государство должно награждать!? - За что?! А вот заслужил и на тебе эту профессию. - А, ну, может, он и прав. Но все люди разные. Тут, может быть, кому-то скучно, по несколько дней один можешь быть, в непогоду, к примеру. Пообщаться не с кем.
Иногда я называю себя Робинзоном Крузо".

Все маячники - больше оптимисты. То ли свет маячный так на них влияет, то ли их путеводная миссия. Но рассчитывать тут только на свои силы приходиться.

Константин Козырев, начальника маяка Сысоева: "И реалистом быть, готовиться к самому худшему, но к нему надо готовиться. Иногда командование спрашивает, доложите о готовности к тайфуну, а я говорю, что это моя жизнь, я всегда к этому готов".

Часовых побережья устанавливают не в случайных местах. Опасные и знаковые с точки зрения безопасного мореплавания берега они собой венчают. Но иногда маяк тоже требует защиты. Через два года этой башне полвека исполнится.

Злая шутка от природы. С каждым годом край сорокаметровой пропасти понемногу приближается к башне и возможно, что маяк Сысоева уже обречён, а новых маяков в эпоху спутниковых технологий уже не строят.

У тех, кто здесь работает, тяга к творчеству просыпается. Хотя мужские увлечения в таких местах, как правило, традиционны. На первом месте рыбалка.

Константин Козырев, начальника маяка Сысоева: "Чувствуешь, йодом пахнет!? Но ее немного покалбасило накатом. Короче, когда я приехал сюда, в Приморье, еще лейтенантом и читал много рецептов, как ее варить. И что только ни писали - в одной воде, в другой, третьей, уксус добавлять, и что потом получится!? Вата невкусная. Нельзя. Ее надо варить в воде с пополам пресная и морская. И минимальный объем воды, она так меньше выварится. Если она старая, то час варю. А если молодая, то можно полчаса, минут 20. Вода остывает, и потом слил ее, мелко соломочкой режу тонко, и все".

Чем ближе солнце к горизонту спускается, тем чаще стрелки часов сверяешь с закатом. Вот-вот маяк проснется. Свет с мыса Сысоева за 20 миль видно. А это 37 километров.

Темная и светлая силы здесь в полной гармонии. На каждую из них всего по полторы секунды.

Далеко не все маячные башни в наши дни работают. На планете их, по прежнему действующих, меньше двух тысяч осталось, но 28 приморских, верных человеку "Прометеев" по-прежнему в строю.

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]
Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.