Как проходят учения на подводных лодках ТОФ. Совместный проект «Вести:Приморье» и «Боевой вахты»

Как проходят учения на подводных лодках ТОФ. Совместный проект «Вести:Приморье» и «Боевой вахты»

Источник фото: Боевая вахта

Представляем совместный проект официального сайта ГТРК «Владивосток» — «Вести: Приморье» и газеты Тихоокеанского флота России «Боевая вахта». На своих медиаплощадках мы представим материалы о мирных и военных буднях моряков-тихоокеанцев за авторством коллег легендарной газеты военных моряков-дальневосточников.

Хозяева прочного корпуса

Тренировки и учения на подводной лодке «Уфа», как и на других кораблях данного класса, проводятся на регулярной основе и позволяют отработать действия в условиях экстремальных ситуаций. Каждая команда корабля знает свою задачу, и все действия слажены до автоматизма. Это требует не только отличной подготовки, но и глубокой уверенности в своих силах, понимания своей роли в большом механизме, который функционирует как единый организм. Задача экипажа — не только предотвратить трагедию, но и быстро восстановить нормальные условия работы корабля.

С центрального поста по всему кораблю раздаётся тревожная команда: «Учебно-аварийная тревога! Пожар в третьем отсеке. Горит батарейный автомат номер два». Звуки сирены и тревожные звонки слышны по всей подводной лодке, из разных отсеков поднимаются доклады, и команда приступает к выполнению действий, предусмотренных для данной ситуации. В этом моменте чётко видно, как слаженность и профессионализм личного состава становятся решающим фактором для успешного преодоления опасности.

«Снятие контрольных нормативов, надеть ШДА (шланговый дыхательный аппарат)!» — звучит команда с центрального поста для всех членов экипажа. После этого старший помощник принимает доклады с боевых постов, которые поступают быстро и без запинок. Все понимают, что от их работы зависит не только успех в учении, но и безопасность товарищей. «Время — 15 секунд, оценка — отлично», — вынесет свой вердикт старший помощник по завершении тренировки.

Нештатные ситуации случаются

За ходом тренировки наблюдает командир соединения подводных лодок Приморского объединения разнородных сил капитан 1 ранга Евгений Лимонов. На его глазах происходит отработка важнейших элементов боевой подготовки, и он следит за тем, чтобы команда на всех этапах учения действовала слаженно и безошибочно. Он акцентирует внимание на том, что такое учение проводится не только в условиях боевой готовности, но и на базе военных объектов, где обучаются все подводники. К примеру, даже на стоянке в пункте постоянного базирования ежедневно проводится корабельное учение по борьбе за живучесть, что является основой безопасности плавания в море.

Командир подчёркивает: «Нештатные ситуации случаются, и мы должны быть готовы к любому повороту событий».

Соединение подводных лодок, которым командует капитан I ранга Евгений Лимонов, регулярно пополняется новыми кораблями. Каждая новая субмарина оснащена современным оружием, включая крылатые ракеты морского базирования. Вместе с этим обновляются и технологии, применяемые на борту. Вся эта техника тщательно изучается, ведь экипаж должен работать с новейшими системами как единый механизм. И это приносит плоды: командование не раз отмечало отличные результаты соединения на Тихоокеанском флоте, а также на всём Военно-Морском Флоте России, где оно лидирует по итогам боевой подготовки.

Однако боевое учение — это не просто тренировка, это залог высокого уровня безопасности и готовности к возможным угрозам. Подводники часто сталкиваются с необходимостью совершенствования своих навыков. Например, в современных подводных лодках многое изменилось: на борту установлены новые акустические системы, системы навигации и боевые информационные управляющие комплексы. Это позволяет подводным лодкам действовать в условиях скрытности и быть менее уязвимыми для противника.

Командиры подводных лодок, как и их экипажи, всегда стремятся к совершенствованию. Среди офицеров-подводников существует мнение, что каждый командир должен хотя бы раз покомандовать атомной подводной лодкой. Хотя на атомных подводных лодках членов экипажа гораздо больше, помещения просторнее, а требования к техническим знаниям и навыкам еще выше. Даже несмотря на это, тренировки продолжаются ежедневно, и каждый член экипажа подготавливается к выполнению специфических задач. Сложные технические системы, операционные задачи, необходимость быстрого реагирования на угрозы — всё это требует от подводников высокого уровня профессионализма.

Первый поход

Капитан I ранга Евгений Лимонов вспоминает свой первый выход на подводной лодке: «Это было на Камчатке, сдавали очередную задачу. Мы провели под водой больше 20 суток. Тогда меня и произвели в подводники. Вручили сушёную воблу, шоколадку, а я выпил плафон морской воды и поцеловал кувалду».

Он отмечает, что при погружении страха не было. Наоборот, было ощущение радости и эйфории, когда ты осознаёшь, что становишься частью этого мира, частью коллектива. Тренировки и постоянные учения подводников помогают не только быть готовыми к любым ситуациям, но и понимать, что, несмотря на техническую сложность работы, важнейшая составляющая успеха — это единство и слаженность коллектива.

Не раз это соединение подводных лодок признавалось передовым в боевой подготовке. Капитан 1 ранга Лимонов уверяет, что все достижения — это результат труда команды, начиная от командования и заканчивая рядовыми моряками. Как в часовом механизме, каждый элемент работает чётко и без сбоев. «Ответственность, трудолюбие и взаимовыручка — составляющие, которые делают нас сильными», — отмечает он.

Самые малошумные в мире

Следует добавить, что современные подводные лодки, находящиеся на вооружении, являются одними из самых малошумных в мире. Это делает их сложными для обнаружения, что даёт подводникам уникальные возможности в боевых условиях. «Техника обновляется, и новые подводные лодки оснащены лучшими акустическими системами и боевыми комплексами. Наши корабли чрезвычайно трудно обнаружить, и мы часто находим вражеские подводные лодки, не раскрывая своего положения», — делится своим опытом командир.

На борту подводных лодок созданы условия для жизни и работы экипажа в любых ситуациях. Например, некоторые помещения на лодке имеют двойное назначение. Кают-компания в случае необходимости превращается в операционную. Пострадавшего можно разместить прямо на обеденном столе, так как под потолком есть специальные медицинские светильники, которые обеспечивают нужную яркость для проведения необходимых манипуляций.

«Прохожу службу в подводных силах уже 17 лет, — рассказывает старшина команды снабжения Евгений Настасий. — 9 лет из которых я являюсь старшиной команды снабжения. Мы находимся на камбузе — так называется кухня. Здесь наши коки готовят для экипажа, чтобы все были сыты и довольны. Несмотря на ограниченные размеры, наши специалисты справляются со своей задачей на все сто процентов. Мы обеспечиваем экипаж разнообразным питанием, включая молочные супы, каши, творог, сметану, сырокопчёную колбасу на завтрак, а на обед — первое, второе, третье блюда, салаты и закуски, а также по 100 граммов сухого вина для улучшения пищеварения».

Команда поваров всегда готова к любым трудностям. «Во время дальних походов мы иногда готовим пельмени для экипажа. Это около 20-25 штук на человека», — добавляет старшина. Питание качественное и разнообразное, что играет важную роль в поддержании физической и моральной готовности экипажа.

Подводники следят за физической формой

Новые подводные лодки оснащены современными холодильными установками, а также необходимым кухонным оборудованием. Существуют также склады для хранения провизии, в которых поддерживаются оптимальные условия для хранения продуктов в течение длительных походов.

Порой на боевой службе экипаж может набрать несколько лишних килограммов, которые сбрасываются на занятиях по физической подготовке.

«Несмотря на все трудности, мы всегда следим за физической формой и стараемся поддерживать высокий уровень боеготовности», — подытоживает Евгений Настасий.

В последние годы командование флота возрождает традицию, согласно которой командиры дизель-электрических подводных лодок могут переходить на командование атомными подводными лодками. Такая практика даёт возможность опытным командирам получить дополнительные знания и опыт для дальнейшего карьерного роста. «Переход на АПЛ — это, конечно, карьерный рост, — признаётся один из командиров. — Но я привязан к своему кораблю, он для меня как дом, как семья».

Современные подводные лодки различных классов надёжно защищают морские границы нашей страны, обеспечивая безопасность как в ближней, так и дальней морской зонах. Боевая учёба и дежурство продолжаются без остановок, поддерживая высокий уровень готовности и профессионализма всех членов экипажа.

Ильдус Гилязутдинов.

Фото автора.

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]
Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.