15 лет подвигу тихоокеанцев. Совместный проект «Вести: Приморье» и «Боевой вахты»

15 лет подвигу тихоокеанцев. Совместный проект «Вести: Приморье» и «Боевой вахты»

Представляем совместный проект официального сайта ГТРК «Владивосток» — «Вести: Приморье» и газеты Тихоокеанского флота России «Боевая вахта». На своих медиаплощадках мы представим материалы о мирных и военных буднях моряков-тихоокеанцев за авторством коллег легендарной газеты военных моряков-дальневосточников.

Накануне 80-летия Великой Победы страна вспоминала не только героев 1945 года, но и современных защитников Отечества. 15 лет назад, 6 мая 2010 года, военнослужащие Тихоокеанского флота совершили блестящую операцию по освобождению танкера «Московский университет», захваченного сомалийскими пиратами в Аденском заливе.

В те годы акватория Аденского залива и район побережья Сомали являлись опасными зонами для судоходства

Суда с регулярной периодичностью подвергались нападению со стороны пиратов, и переход морем через эти воды сопровождался высоким риском быть ими атакованными. Для обеспечения гарантий безопасности торговому флоту российские боевые корабли, помимо патрулирования опасных из-за пиратов морских акваторий, осуществляли сопровождение судов разных стран через воды Аденского залива и района Африканского Рога.

Знаменитая история освобождения «Московского университета», обошедшая все мировые СМИ и на основе которой российские кинематографисты сняли художественный фильм «22 минуты», началась в феврале 2010 года с того момента, когда большой противолодочный корабль «Маршал Шапошников» в составе четвёртого отряда боевых кораблей ТОФ покинул главную базу Тихоокеанского флота и отправился в дальний морской поход с антипиратской миссией. Командиром ОБК был назначен командир соединения противолодочных кораблей ТОФ капитан 1 ранга Ильдар Ахмеров. За плечами у уважаемого среди военных моряков военачальника уже тогда был успешный опыт, связанный с пресечением пиратской деятельности в море. 29 апреля 2009 года в ходе боевой службы в зоне интенсивного судоходства в районе Африканского Рога, в 15 милях восточнее побережья Сомали, под его руководством было задержано судно с 29 пиратами, оружием, спутниковым и абордажным оборудованием. После проведения предварительных следственных действий на борту БПК «Адмирал Пантелеев» и переговоров по линии Министерства иностранных дел РФ часть задержанных пиратов была передана представителям правоохранительных структур Ирана, а часть — Пакистану.

Но у истории с освобождением танкера «Московский университет» с российским экипажем на борту был совершенно другой сюжет.

Ранним ясным утром 3 мая 2010 года на ходовом посту тогда ещё большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников» (в 2020 году корабль был модернизирован до фрегата) командир отряда капитан 1 ранга Ильдар Ахмеров и его помощник по международному сотрудничеству и переводчик похода — автор этих строк собирали очередной конвой из гражданских судов, который следовало сопроводить из западной части Аденского залива в восточном направлении. После того как все суда собрались в одном районе на безопасной друг от друга дистанции, был произведён общий инструктаж капитанов на русском и английском языках. По окончании формирования единого строя на суда конвоя на быстроходных лодках были высажены группы сопровождения из числа военнослужащих подразделения борьбы с подводно-диверсионными силами и средствами и морских пехотинцев Тихоокеанского флота. Данная практика была введена в качестве дополнительной меры безопасности для судов конвоя в случае возможного нападения пиратов во время перехода морем.

Танкер «Московский университет» ходил под флагом Либерии, тем не менее экипаж в количестве 23 человек был полностью российским. Вдалеке от Родины русский человек всегда испытывает особые, тёплые чувства к землякам, повстречавшимся на чужбине, где по долгу службы или работы оказался. Во время перехода в конвое капитан танкера Юрий Тульчинский был любезно приглашён на борт БПК «Маршал Шапошников» командиром корабля капитаном 1 ранга Денисом Анциферовым. Земляк был радушно принят военными моряками, для него провели экскурсию по кораблю и пригласили остаться на ужин. Уже вечером следующего дня, когда конвой был расформирован, командование отряда посредством радиосвязи отдельно обратилось к капитану «Московского университета», пожелав дальнейшего доброго пути, спокойного плавания и, как говорят в кругу моряков, семь футов под килем.

Ничего не предвещало беды. Но утром 5 мая 2010 года по УКВ-радиостанции прозвучал пробивающийся через эфир тревожный голос капитана танкера «Московский университет» Юрия Тульчинского.

— «Шапошников»! «Шапошников»! Приём! — с надеждой в голосе произносил капитан.

— «Шапошников» на связи! — с удивлённым выражением лица и пронизывающим морскую рябь взором ответил командир отряда кораблей ТОФ капитан 1 ранга Ильдар Ахмеров.

— «Шапошников»! На нас нападают! Малоразмерная моторная лодка с чернокожими людьми преследует нас, ведут огонь из автоматического оружия! — уже кричал в эфир капитан Юрий Тульчинский.

— Маневрируйте! Маневрируйте! Только скорость не сбавляйте! — ответил капитану танкера командир отряда Ахмеров.

— Пираты открыли огонь из гранатомёта по надстройке танкера! — Тульчинский продолжал тревожный доклад.

— Принято! Передайте нам свои координаты. Разворачиваемся и ложимся на ваш курс, — капитан 1 ранга Ильдар Ахмеров довёл танкеру принятое решение о начале спасательной операции.

Серьёзность ситуации осложнял тот фактор, что с момента, как российский боевой корабль расформировал конвой в самой восточной точке Аденского залива, прошла целая ночь, более того, БПК «Маршал Шапошников» и нефтеналивной танкер «Московский университет» всё это время шли в противоположных направлениях и на момент пиратского нападения уже находились друг от друга на очень значительном расстоянии.

После объявления тревоги на корабле начались приготовления к действиям по спасению танкера. Напряжённая работа предстояла всем, но первыми окунулись в череду выполнения поставленных задач офицеры электромеханической боевой части (БЧ-5) под командованием капитана 3 ранга Владимира Инюшина. Им предстояло обеспечить бесперебойную работу всех механизмов корабля в ходе перехода БПК в район бедствия. От грамотных действий военнослужащих БЧ-5 в этот день зависели жизни и дальнейшая судьба российских граждан, оказавшихся в беде далеко за пределами своего Отечества, и, кроме «Маршала Шапошникова», им никто бы не смог помочь.

Не медля ни секунды после получения сигнала о бедствии, командир ОБК ТОФ капитан 1 ранга Ильдар Ахмеров распорядился взять курс в район пиратского нападения и установить максимальную скорость хода

И вот уже на полном ходу, на пределе допустимых возможностей, российский военный корабль мчал вдаль на помощь русским людям.

— «Шапошников»! «Шапошников»! Пираты взяли нас на абордаж! Мы заперлись в румпельном отделении, я взял с собой портативную радиостанцию! — спустя время раздался в радиоэфире голос капитана танкера Юрия Тульчинского.

— Принято! Держитесь! Мы на подходе. Приём, — ответил капитан 1 ранга Ильдар Ахмеров.

Воодушевлённый тактическим преимуществом командир ОБК ТОФ распорядился собрать командиров морской пехоты, группы ПДСС для планирования штурма захваченного танкера. На одном из командных пунктов корабля под руководством Ильдара Ахмерова собрались и проработали все детали грядущей операции по освобождению заложников подполковник Олег Кистанов, подполковник Андрей Ежов, капитан 3 ранга Александр Фоминичев и тогда ещё старший лейтенант, ныне участник специальной военной операции Герой России подполковник Сергей Ирхин.

Кроме всего прочего, на планёрке было принято решение в радиоэфире в диапазоне УКВ переводчику похода с регулярной периодичностью произносить слова на английском и русском языках, имевшие цель деморализовать сомалийских захватчиков: «Я российский военный корабль, обращаюсь ко всем, кто находится на борту танкера «Московский университет» и не является российскими гражданами или членами экипажа. Предлагаю вам покинуть борт судна, и вы сохраните свои жизни». Далее по мере приближения к танкеру регулярность обращения к пиратам увеличивалась и экспрессия в голосе говорящего становилась напористее.

Морские авиаторы тоже не сидели без дела. Командир авиагруппы подполковник Владимир Ковальчук получил приказ командира отряда поднять в воздух вертолёт для проведения воздушной разведки. Корабельный вертолёт Ка-27 взмыл в воздух и стремительно понёсся в сторону горизонта.

Спустя какое-то время на ходовом посту прозвучал доклад от экипажа вертолёта:

— Танкер «Московский университет» визуально наблюдаем. Подтверждаем нахождение на палубе вооружённых людей. Две малоразмерные моторные лодки прицеплены к борту танкера.

Пираты, отчаянно пытавшиеся всё это время выкурить членов экипажа из румпельного отделения, открыли огонь из автоматов по вертолёту

Тем не менее вертолётчикам удалось провести воздушную разведку и осуществить фотовидеофиксацию устройства внешней палубы танкера.

Красное зарево в небе незаметно подкравшегося океанского заката не напугало военных моряков и тем более военнослужащих группы морской пехоты ТОФ, которые предметно готовились к проведению ответственной операции по освобождению экипажа танкера. Приближалась ночь, все понимали, что действовать придётся в условиях темноты. Многочасовой переход в район пиратского захвата завершался. Большой противолодочный корабль приступил к окончательным приготовлениям к действиям по освобождению «Московского университета». По кораблю была объявлена боевая готовность номер 1. Все корабельные расчёты заняли боевые посты. Захваченный танкер показался на горизонте. Капитан подтвердил российским военнослужащим, что команда судна по-прежнему находится в румпельном отделении и все попытки пиратов вскрыть помещение претерпели неудачу. Приближался ответственный момент начала штурма захваченного судна. Командир отряда капитан 1 ранга Ахмеров распорядился выйти на пиратов по радиосвязи и предложить сдаться. Переводчик похода вызвал на связь захватчиков и передал предложение командования. Какое-то время никто не отвечал, но вскоре последовал отрицательный ответ. Именно в тот момент и началась активная фаза легендарной операции по освобождению заложников.

В ней принимали участие и корабельные военнослужащие, которые должны были на быстроходных лодках и катерах доставить морских пехотинцев и военнослужащих ПДСС к танкеру и обеспечивать их прикрытие. Некоторые военные моряки вместе с морпехами в итоге участвовали в штурме, высадившись на борт захваченного судна. Штатные офицеры и мичманы БПК «Маршал Шапошников» наравне с военнослужащими-штурмовиками в этих действиях проявили себя с лучшей стороны. Среди них старший помощник командира корабля капитан 2 ранга Андрей Бурыкин, помощник командира корабля капитан 3 ранга Сергей Момот, командир дивизиона радиотехнической боевой части старший лейтенант Константин Балюк, командир батареи минно-торпедной боевой части лейтенант Алексей Елагин, старшина команды электромеханической боевой части старший мичман Эдуард Крючков, начальник службы РХБ защиты корабля капитан-лейтенант Николай Лопанов.

Подход групп захвата на быстроходных лодках и катерах к танкеру и последующая их высадка прикрывались стрелками и артиллеристами с борта российского боевого корабля. Огонь вёлся по надстройке танкера в места нахождения сомалийских пиратов. Захватчики пытались огрызаться и стреляли из автоматов в ответ по приближающимся быстроходным лодкам и корпусу корабля. Темнота ночи хоть и осложняла действия десанта, но в большей степени способствовала успешному исходу битвы тихоокеанцев с сомалийскими флибустьерами.

Нефтеналивной танкер «Московский университет» с российским экипажем на борту был освобождён. До зубов вооружённые пираты в количестве 10 человек обезврежены, один из них скончался от полученных ранений. Со стороны российских военнослужащих никто не пострадал.

Смелые действия российских военных моряков в ходе освобождения танкера «Московский университет» стали ярким примером доблести и безупречного профессионализма. Стремительная операция, в ходе которой судно было отбито у морских разбойников, уже вписана в историю ВМФ России золотыми буквами.

Этот эпизод не только продемонстрировал беспримерную отвагу российских военных моряков и морских пехотинцев, но и подчеркнул их верность воинскому долгу и высочайший уровень боевой подготовки. Подобные подвиги, сливаясь в летопись флота, служат напоминанием: даже в сложных условиях обстановки наши защитники Отечества остаются непоколебимы.

Дмитрий УБОГОВ, "Боевая вахта".

Фото из архива автора.

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]
  • "Коллекция Победы": подводная лодка С-56 и ее командир Григорий Щедрин

    25.04.2025 19:31
  • Несокрушимая стойкость морпехов ТОФ. Совместный проект «Вести:Приморье» и «Боевой вахты»

    23.04.2025 15:33
  • Ответственная вахта. Совместный проект «Вести:Приморье» и «Боевой вахты»

    18.04.2025 08:30
  • Морской авиации - виват! Совместный проект «Вести:Приморье» и «Боевой вахты»

    4.04.2025 18:30
  • Отряд кораблей ТОФ продолжает поход в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Совместный проект «Вести:Приморье» и «Боевой вахты»

    20.03.2025 13:05
  • «Гиацинты» на СВО на службе группировки войск «Восток». Совместный проект «Вести:Приморье» и «Боевой вахты»

    22.01.2025 14:15
  • Герой из Бурятии с позывным “Ландан”. Совместный проект «Вести:Приморье» и «Боевой вахты»

    27.12.2024 17:46
  • Как стать морпехом ТОФ? Совместный проект «Вести:Приморье» и «Боевой вахты»

    19.12.2024 19:00
  • Как проходит боевая вахта старшего кока корвета «Резкий» ТОФ Андрея Петрова. Совместный проект «Вести:Приморье» и «Боевой вахты»

    29.10.2024 12:27
  • Память погибших в Великой Отечественной войне моряков ТОФ почтили в Приморье

    6.05.2016 16:48
  • Информация

    Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.