Верный и надёжный помощник бойца. Совместный проект «Вести: Приморье» и «Боевой вахты»

Представляем совместный проект официального сайта ГТРК «Владивосток» — «Вести: Приморье» и газеты Тихоокеанского флота России «Боевая вахта». На своих медиаплощадках мы представим материалы о мирных и военных буднях моряков-тихоокеанцев за авторством коллег легендарной газеты военных моряков-дальневосточников.
Поездка в морской инженерный полк Тихоокеанского флота в этом году была не первой. Внимание опытного военного корреспондента сразу же было обращено на то, какое большое внимание уделяется развитию учебно-материальной базы в полку, которым командует подполковник Александр Шубин.
Подготовка бойцов
Множество специализированных учебных мест позволяет одновременно обучать личный состав на разных оборудованных точках. Буквально с «нуля» строится специализированная штурмовая полоса для подготовки военных инженеров и сапёров. Есть каменное строение с толстыми, вековой давности кирпичными стенами, где учебные штурмовые группы устраивают направленные подрывы для проделывания специальных проходов. Достаточно и места для доставки групп разминирования на бронированных автомобилях и разворачивания специальной инженерной техники. Возведены площадки с имитацией различных инженерных заграждений и укреплений с уголковыми отражателями и многое другое. Уже тогда я решил, что в этот инженерный полк буду наведываться часто. Всё у Александра Шубина создано для улучшения учебного процесса в деле освоения ответственной, трудной, но такой нужной профессии военного инженера и сапёра.
Ещё в прошлый раз обратил внимание на специальную отгороженную территорию, из-за которой раздавался мощный разноголосый собачий лай. Поинтересовался у провожатого-офицера: «Караульные собаки?» На что получил ответ, что это собаки-сапёры. Тогда и в план работы себе поставил задачу посетить этих особых военных псов.
Собаки служат в Российской армии не первый век. Ещё верный пёс Петра I по кличке Тиран доставлял важные царские приказы в войска во время многочисленных походов. Четвероногие бойцы широко применялись русской армией на фронтах Первой мировой войны. Собаки служили в Красной и Советской армиях. Животные принимали участие во всех без исключения войнах и вооружённых конфликтах прошлого века. В 1939 году, в боях у реки Халхин-Гол, впервые в боевой обстановке применили собачьи упряжки для вывоза тяжелораненых с поля боя.
В годы Великой Отечественной войны около 15 тысяч упряжек, зимой на нартах, летом — на специальных тележках, вывозили из-под огня раненых бойцов. Помимо ездовых санитарных собак, в специализированных центрах готовили животных для поиска тяжелораненых на поле боя, подрыва танков и проведения диверсий, всего по десяти видам службы. После войны собаки помогали разминировать Воронеж, Киев и Одессу, отыскивали неразорвавшиеся бомбы и снаряды в столицах Австрии, Венгрии, Польши и Чехии. Советская практика применения разыскных собак в разминировании оказалась настолько эффективной, что в 1949 году к военному руководству СССР обратились англичане. Вчерашние союзники, несмотря на начало холодной войны, попросили поделиться с ними опытом подготовки животных.
Почти 70 тысяч собак шли к Победе в Великой Отечественной войне бок о бок с солдатами. И это только та цифра, о которой нам известно. На самом деле четвероногих героев было намного больше. Они спасали раненых, бросались под танки, подрывая вражеские составы, тянули на себе грузы.
Какие же профессии были у собак на фронте? Санитары — искали раненых в лесах и болотах, носили медикаменты в рюкзаках и приводили помощь. Связисты — доставляли донесения под обстрелом. За войну с их помощью передали 120 000 сообщений и проложили 8000 км телефонного провода. Миноискатели — обнаружили и обезвредили 4 миллиона мин и фугасов. Ездовые — вывезли с поля боя около 700 000 раненых и доставили 3500 тонн боеприпасов. Разведчики — помогали брать «языков» и бесшумно проходить через вражеские позиции. Диверсанты — подрывали немецкие поезда и мосты. Важная веха отечественной военной кинологии — боевые действия в Афганистане. Сапёры ограниченного контингента советских войск были бессильны перед противотанковыми минами в пластиковых корпусах итальянского производства. На помощь пришли минно-разыскные собаки — только они могли обнаружить заряды с минимальным содержанием металла. Афганский опыт очень пригодился военным кинологам в период контртеррористической операции на Северном Кавказе. По рассказам ветеранов, за убийство разыскной собаки из кинологического отряда группировки федеральных сил в Чечне главари бандформирований платили террористам до 15 тысяч долларов.
Собаки — это не только домашние любимцы, но также охотники и защитники. Данных животных использовали на службе в самое разное время. Сейчас они служат в Российской армии, НОАК Китая, ВС США и армиях других стран.
В сопровождении командира инженерно-сапёрной роты полка лейтенанта Леонида Лупашко заходим на территорию расположения отделения минно-разыскных собак морского инженерного полка флота.
Здесь нас встречают мощным радостным лаем
За металлической сеткой просторных, добротно сделанных вольеров около десятка сытых, ухоженных, с лоснящейся шерстью восточноевропейских овчарок. У каждой собаки — свой характер. Один пёс, рыжей масти, изучающе и молча смотрит на пришедших «незваных» гостей.
В соседнем вольере, наоборот, возбуждённый серо-чёрного окраса пёс захлебывается в лае. Третий чёрный пёс схватил свою миску из нержавейки зубами и начал радостно кружится в вольере, рассчитывая на внезапное угощение от пришедших людей. Видно, какого разного темперамента животные: кто-то скалится, рычит, смотрит в глаза, а кто-то начинает вилять хвостом, облизывать, другой даже не встаёт, поднимает голову и слегка позирует перед камерой.
— Как вы видите, это целый закрытый городок с разными тренировочными площадками и учебными местами. Отделение минно-разыскных собак выполняет мероприятия инженерной разведки, — рассказывает лейтенант Леонид Лупашко, командир инженерно-сапёрной роты, куда входит отделение минно-разыскных собак.
Первое, о чём здесь всегда рассказывают, конечно же, о собаках. Животных содержат в специальных вольерах, пищу им готовят по специальным рецептам, диета строго соблюдается.
Собаки готовятся к службе в полку с щенячьего возраста. В специальном центре Министерства обороны Российской Федерации, расположенном в Подмосковье, их натаскивают на поиск взрывчатых веществ, просто давая каждый день нюхать взрывчатку. Я слышал много легенд и рассказов о том, что её подкладывают в корм, но это не так. Например, кладёшь кусок мяса рядом с тротиловой шашкой — собака всегда находит мясо, нет мяса — находит шашку, и с возрастом у животного нахождение взрывчатки сродни поиску еды.
В основном их натаскивают на тротил, так как большинство инженерных боеприпасов снаряжается им. Например, в противотанковой мине ТМ-62 8 кг взрывчатого вещества.
— В зоне специальной военной операции наши собаки не были, участвуют они в обследовании мест массовых мероприятий, осмотре различных объектов при проведении антитеррористических операций. Вызовы бывают разными по степени сложности, — делится лейтенант Леонид Лупашко.
Самые известные военные собаки — это немецкие овчарки и выведенные на их основе восточноевропейские. Данную породу выбрали за её высокий интеллект, хорошие физические данные, а также послушание. Самое главное — овчарки этой породы неагрессивны по своей натуре, а значит, их поведение можно спокойно предсказать.
В собачьих вольерах — миски с водой и кормом, деревянная будка для отдыха. Над каждой клеткой табличка с датой рождения, породой, кличкой и персональным номером.
Здесь обращают особое внимание на характер собаки. От этого зависят и направление подготовки, и сами методы дрессировки. Например, в минно-разыскную службу в основном идут сангвиники. Животное не должно реагировать на выстрелы и быть агрессивным. Это служебные собаки, и для них работа, служение человеку и есть счастье. Восточноевропейская и немецкая — самые универсальные собаки. Они из центра подготовки Минобороны России примерно в годовалом возрасте уходят на службу в различные подразделения российских военных структур.
На наших глазах проводники собак выводят пару псов из вольеров, и, как только на животное надевают специальную амуницию с шевроном «сапёр» на липучке, они затихают и становятся серьёзными. Пристегнули длинные поводки.
«Сидеть! Рядом!» — звучат первые команды. Овчарки уверенно, с чувством собственного достоинства вышагивают следом за своими наставниками. А в глазах собачья радость.
— Вожатые и собаки проводят вместе и дни и ночи. На этом участке несётся дежурно-вахтенная служба, назначаемая из вожатых собак, и здесь на кухне готовится собачья пища по специальной норме довольствия, — поясняет нам командир роты.
Фрогис — самый молодой подопечный из отделения минно-разыскных собак инженерно-сапёрного взвода. Сопровождает овчарку наставник Роман. Они вместе постигают науку поиска различных взрывоопасных предметов. Напарники вместе почти круглые сутки. Уход, дрессировка специальное собачье питание. Иногда даже в наряд заступают вместе.
Собаки от внимания немного засмущались, но профессионализм от этого не пострадал. Это универсальные животные, умные и преданные человеку. Можно отметить, что основное направление дрессировки собак для нужд Вооружённых Сил — минно-разыскное, и оно приобретает всё большее значение. Все без исключения миноискатели, используемые в армиях разных стран, обладают общим недостатком: ни одно техническое устройство не способно выявить взрывчатое вещество. Стандартный индукционный миноискатель может обнаруживать взрывное устройство в металлической оболочке, нелинейные локаторы, поступающие сегодня в минно-разыскные подразделения Российской армии, увидят в толще земли электронный взрыватель на безоболочном фугасе, но никогда не укажут, снаряжённый это фугас или ложный. Единственный верный способ обнаружить бомбу — положиться на собачий нюх. Эксперты-кинологи утверждают, что собака чувствует тротил под землёй, песком или в бетоне на глубине до 60 сантиметров.
Героические собаки были как раньше, так есть и сейчас. Четвероногие друзья человека не единожды доказывали, насколько преданными и верными союзниками они являются. Наверное, именно поэтому люди и готовы доверить свою жизнь лохматым четвероногим. Собаки продолжают служить бок о бок с солдатами, охраняя государственную границу страны, разыскивая наркотические и взрывчатые вещества, оружие или пострадавших под обломками.
С началом Специальной военной операции российские сапёры на освобождённых территориях занимаются инженерной разведкой и очистили от вражеских мин и взрывоопасных предметов несколько сотен квадратных километров. Важнейшую помощь сапёрам оказывают минно-разыскные собаки — верные и надёжные друзья человека.
Ильдус Гилязутдинов, "Боевая вахта".
Фото автора.