Владимир Толстой: «Русский язык и литература снова должны обрести статус главных предметов в школе»
Как рождался роман «Война и мир»? Сколько вариантов перелопатил Лев Николаевич, чтобы прийти к тому тексту, который мы сейчас знаем и читаем? Толстой бесконечно правил свои тексты, всегда искал более точные слова, выбрасывал огромные куски, которые мешали восприятию. Творческая лаборатория великого писателя - это невероятно интересно!
- так считает Владимир Толстой, генеральный директор Государственного музея Л. Н. Толстого, праправнук писателя. В Музее-заповеднике истории Дальнего Востока им. В. К. Арсеньева он участвовал в открытии выставки «Пятнадцать начал романа «Война и мир», где представлены рукописи Льва Толстого, его книги, письма, фотографии, а также живопись, графика, личные вещи семьи Толстых.
В студии ГТРК «Владивосток» с Владимиром Толстым встретилась журналист Оксана Данилюк.
- Здравствуйте! Сегодня у нас замечательный гость - генеральный директор Государственного музея Льва Толстого, праправнук великого писателя Владимир Ильич Толстой. Приветствую вас!
- Добрый день, Оксана, здравствуйте!
- Позвольте поздравить Вас с недавним днем рождения!
- Спасибо, да, действительно пару дней назад.
- Скажите пожалуйста, Вас назвали по святцам?
- Нет, так звали моего деда, я думаю, что это, конечно, в честь него.
- Я заметила такую особенность: Ваш отец - Илья Владимирович Толстой, профессор Московского университета, у Вас брат - Илья Ильич..
- Племянник Илья.
- В честь сына Льва Толстого?
- Да, Ильи Львовича...
- Скажите, это принято, чтобы имена детей Толстого передавались в поколениях?
- Нет, такой традиции нет, хотя есть семейные имена - их довольно много. У Льва Николаевича и Софьи Андреевны было 13 детей, поэтому выбор имен, в общем, достаточно широкий. Наши сыновья с Катей носят имена толстовские - Андрей и Иван, дочери у меня Анастасия и Екатерина, (такие имена) не встречались в семейной нашей традиции, поэтому нет никаких правил. Но какие-то толстовские имена действительно существуют.
- Кстати, и Лев Николаевич назвал одного из сыновей Львом. Лев Львович. Его в семье звали в шутку «Тигр Тигрович».
- А среди потомков есть Лев Николаевич?
- Среди нашей линии — нет. Был Лев Николаевич, который жил в Крыму. Он по линии брата Льва Николаевича, Сергея, его потомок, он был Лев Николаевич Толстой. Мы с ним были знакомы, встречались.
- Кто он был по роду деятельности?
- Он был моряк военный
- Моряк бывалый… Ну коль мы встречаемся сегодня с наследником рода Толстых, хочется спросить - а Ваши наследники продолжают дело просвещения и культуры?
- Четверо детей все так или иначе связаны с культурой в самом широком смысле этого слова. Старшая дочь занимается литературными проектами. Вторая дочь сейчас куратор очень крупного фестиваля театрального фестиваля «Толстой», который проходит каждый год в музее-усадьбе «Ясная Поляна». Старший из сыновей - спортивный журналист, а младший сын — кинорежиссер. Так что, в общем, весь спектр у нас представлен: литература и театр, искусствоведение, журналистика и кино.
- О Ясной Поляне мы обязательно поговорим, но можно еще вот такой вопрос: скажите, пожалуйста, одноклассники дразнили вас или уважали? И фамилия Толстой давала поводы, и имя у вас такое - Владимир Ильич, просто знаковое для страны марксизма-ленинизма…
- Да нет, у меня всегда были хорошие отношения с моими одноклассниками. Я неплохо всегда занимался спортом и вместе играли во всякие командные игры — футбол, волейбол. Я не помню, как бы сейчас сказали, буллинга или там «приколов». Нет, вообще времена немножко другие были - мы были дружны.
Я не очень любил, когда мы на уроках литературы проходили произведение Льва Николаевича. Здесь я чувствовал себя не очень уютно, но все остальное время всё было нормально.
- А когда Вы поняли, что Вы - потомок по прямой? Кто Вам дал понять и как это происходило - от портрета, из книжки?
- В семье никогда не было никакого культа «вот мы Толстые, потомки великого писателя»… У семьи была довольно богатая история и биография. Семья была в эмиграции почти четверть века. Жили в Сербии, в Югославии. Вернулись в Россию только в 1945-ом году, после победы. Дворянская семья - в Советский Союз. Тогда не было принято эту сторону жизни как- то ...
- Дворянские корни обнародовать?
- Да, особенно обращать на это внимание. Естественно, в семье мы знали, что Лев Толстой - наш предок и гордились этим, но не кичились.
- Что вам дает эта причастность к великому образу? Привилегии, ответственность или что-то еще? С течением времени, может быть, это менялось?
- Во-первых, за тебя написана история твоего рода, и ты знаешь далеко за Льва Николаевича, до 14 века, историю рода. Это, конечно, дает огромную силу - просто знать за собой, за своей спиной, столько поколений очень интересных и ярких людей. Толстые всегда играли какую-то важную роль в истории страны. Они были воеводами, министрами, путешественниками…
Конечно, вершиной рода, безусловно, стал Лев Николаевич. Просто потому, что он мировая величина. Но мне интересны и все остальные. Это такое огромное ощущение - словно за твоей спиной стоят все эти люди с яркими биографиями, яркими поступками. А с другой стороны, это тебя как-то и ограничивает, потому что ты понимаешь, что ты не можешь посрамить род. Ты не должен поступать так, чтобы на тебя показали пальцем сказали «фу, это потомок Толстого, и он так себя не благородно ведет или как-то неправильно поступает». Но это внутреннее. Никто никогда не говорил: «Вот ты такой Толстой, поэтому веди себя хорошо». Это внутреннее какое-то ощущение и ответственность за не только за себя, но и за тех, кто стоит за спиной, за твоих предков.
- В 32 года вы стали директором музея-усадьбы «Ясная Поляна». Это редкий случай для России такого семейного хранения. Да, пожалуй, и в Тульской области..
- Поленовы у нас есть. Есть Шолоховы…
- Потомки художника, потомки писателя.
- А сколько лет вы были хранителем семейного гнезда и что удалось вам сделать для развития «Ясной Поляны»?
- В «Ясной Поляне» - 18 лет, потом у меня был 12-летний перерыв на работу с нашим Президентом. Я был советником В. В. Путина. А в прошлом году вернулся в музейное дело, но стал директором другого толстовского музея - Государственного музея Толстого в Москве. Потому что директором «Ясной Поляны» в момент моего перехода на работу в Администрацию Президента стал моя жена, Екатерина Александровна, которая уже вот более 13 лет возглавляет яснополянский музей, продолжая наше общее дело. Так что -
Вместе мы уже более 30 лет в «Ясной Поляне», в толстовском музейном деле. За эти годы много сделано и много предстоит сделать, потому что впереди большой толстовский юбилей. В 2028 году будет 200 лет со дня рождения Льва Николаевича. Все наши мысли сейчас направлены на то, чтобы максимально достойно встретить эту очень важную дату. Я думаю, что в любом случае весь мир будет отмечать этот юбилей.
Какие проекты готовятся к юбилею Льва Толстого? Что связывает Владимира Ильича Толстого с Владивостоком? Что он думает по поводу снижения уровня грамотности?
- Сами стандарты ведут к примитивизации. Это большая проблема образования в целом, и тех профессиональных стандартах, которые сегодня заложены. И каждый следующий стандарт снижает уровень грамотности, снижает требования, уменьшает порог, преодоление которого в ЕГЭ позволяет двигаться дальше.
Каково мнение В.И. Толстого о сохранении русского языка и защите его от нецензурной лексики? И что, наконец, дает надежду? Какой силой обладают рукописи Толстого и почему нужно перечитывать роман «Война и мир» - смотрите в нашем интервью.