Заимка в Свободном: В гостях у приморской умелицы Светланы Василаки
Сорок километров от Лазо по трассе на Преображение и не проезжаем мимо крохотного села Свободное. По совету президента Дальневосточной ассоциации ремесленников Натальи Лопаткиной мы приехали в гости к Светлане Василаки. Мы продолжаем серию репортажей с нашей этнографической экспедиции по Лазовскому району. Репортаж Максима Каленника.
Светлана Василаки: "С 54 года, при построенном доме. Раньше люди обогревались этим, здесь и детей выращивали, на печку их ложили. И аккумулятор, чтобы в дом тепло было. Эта печь из камней сделана. Они здесь круглые. А вот сюда пятки на стенку и тепло".
Для почетных гостей это место. Настоящая русская печь. Греться на таких - сплошное удовольствие. К тому же, для многих полезно. В старину на таких болячки лечили.
Светлана Василаки: "Здесь в последний раз сидел итальянец. От путешествовал тут, выехал из Владивостока, ночевал где угодно, в теплицах у кого-то. Он велосипедист и заехал к нам. От здесь с таким удовольствием спал. Он видать польский итальянец и после войны туда попал. Он по-русски говорил, и медовуха ему понравилась".
Конечно, понравилось! Ведь встречают здесь добром и трапезой. Дышится легко, воздух и энергетика леса заряжают. Путников после обеда в импровизированный офис пригласят. Правда ему другое название больше подходит - сокровищница.
Светлана шитьем увлекается. Все сама. Помнит своих школьных преподавателей труда. Это в Преображении было. Александра Степановна и Алла Ильинишна учили шить и готовить. Истоки любви к трудолюбию зародились тогда.
Светлана Василаки: "И так пошло. Жила я в многодетной семье. Не то, чтобы носить было нечего. Нет! Четверо детей нас. Все было красиво как-то и цвета были яркие и фасоны простые. И я этом хожу, все красиво было и носилось долго. Это мое первое платье, цвет морской волны".
Мужской комплект тоже имеются, примерить не отказываемся. Рубаха, пояс, штаны и в образе пчеловода - на улицу. Как раз дождь кончился.
Светлана Василаки: "Это лиана кирказон, краснокнижное дерево. Он очень хорошо цветет, потом смена. Народные целители его как сердечное рекомендуют. Все по своему назначению".
Кирказон как ангел-хранитель. Светлана выходила его, совсем был слаб, а сейчас он ей силы дает. А еще пчелки. Иногда они диморфантовый мед приносят. Бывает это редко. Это дерево - реликтовая легенда Уссурийской тайги, цветет раз в три-четыре года.
Светлана Василаки: "Пчелки работают хорошо. Их надо беречь. А творчество успокаивает душу. Это и людям полезно. Они обращаются к нам, мероприятия провести. А почему бы и нет. Времени хватает на все. Не по ночам, мне хватает и строчки иногда сделать. А зимой у нас тут каток на речке. Масленица у нас, прорубь на Крещение. Новый год отмечаем тут. Поэтому мы тут главные и по праздникам. Блины напекли, меда поставили. Лишь бы настроение было хорошее".
А оно у нас хорошее. Светлана опять перевоплощается, идем гулять по мосту. Навесному. Его тоже сами сделали, в 2016-ом. Сейчас - туристический объект. Внизу пруд, сюда дикие утки любят прилетать. Наблюдаешь за ними и слушаешь звуки природы. В думах порядок сам собой наводится, а может и подлечиваешься. Кстати, Светлана по профессии медик и по всей видимости это призвание так просто не бросишь. Она и сейчас ему следует. Где беседой поможет или травяным настоем: тайга ведь рядом.
- Мечтаю, чтобы был мир на земле. Чтобы настроение у всех было и достаток. И не забывали корни, то, что нам дано, от предков наших было. Здоровье все равно зависит от натуральных продуктов и вещей. Я лен люблю, он греет и дышит. Синтепон надоедает. Надо возвращаться к тому.
На память о добром хуторе в Свободном у нас останется баночка того самого деморфантового меда и пожелания увидеться вновь. Если будете проезжать по трассе Лазо-Преображение, заезжайте и вы.