Транспортное средство или нет? О правах и ответственности самокатчиков - экспертное мнение

До сих пор не понятно - являются ли электросамокаты транспортным средством, но, тем не менее, накануне Верховный суд запретил их пользователям передвигаться по дорогам общего пользования. Это значит - что кататься на них теперь можно только по тротуарам. Правда правовой статус и степень ответственности при несчастных случаях пока не определен и вообще, общей неразберихи в этом вопросе пока значительно больше. Репортаж Максима Каленника.

- Человек, который за рулем электросамоката - скорее пешеход или скорее водитель!?

Денис Саланин, руководитель сервиса кикшеринга Busy-Fly: "Вопрос очень сложный. И это обусловлено еще и тем, что наше законодательство с этим мучается достаточно долго".

Кажется, что на федеральных лентах заголовков про электросамокаты уже значительно больше, чем их активных пользователей на улицах. Причем, новостей и предложений правового урегулирования этого явления всё больше, а ясности… Так и хочется сказать - всё меньше и меньше. Даже за хронологией событий сложно уследить.

Денис Саланин, руководитель сервиса кикшеринга Busy-Fly: "На мой взгляд, здесь надо говорить вообще об отдельной категории транспорта. И нормы, которые есть сейчас, не факт, что подойдут к существующим видам. Я думаю, что надо приложить усилия для формирования и дополнения законодательной базы. Возможно, водители самокатов близки к велосипедистам, но надо все-таки делать отдельную категорию, потому что они проникают везде. Их можно увидеть везде и сейчас это самый массовый вид транспорта".

«Минтранс и МВД разработали правила для электросамокатов», «Совет по правам человека предложил ограничить скорость электросамокатов и дать им номера» и, наконец, «Верховный суд приравнял электросамокат к пешеходу». Последняя новость кажется абсурдной, но официальное объяснение этого подхода следующее: «понятие «транспортное средство» нельзя толковать расширительно, поэтому управляющих иными средствами передвижения называют пешеходами». Разве такое возможно, спросит любой идущий на своих двоих по тротуару, только что едва не сбитый несущимся в него самокатчиком?! Ведь скорость у них до 30 км в час доходит. Пешеходы явно так не передвигаются!

- Вот, учитывая, что они массовые, на каждом углу, и у меня тоже есть вопросы - у человека за рулем самоката обязаны ли быть права с точки зрения корочки?!

Денис Саланин, руководитель сервиса кикшеринга Busy-Fly: "Я думаю, что, если мы будем выдвигать требования к правам, то вся инновационность и развитие этого бизнеса может приостановиться. На мой взгляд, эта мера слишком радикальная. Есть неплохие примеры, когда организовывают работу с пользователями: рассказывают, как управлять самокатом, как проявлять уважение к пешеходам и как соблюдать правила. Как быть внимательными в процессе поездки. На мой взгляд такие меры более действенные будут".

В Госдуме обещают, что статус электросамокатов и их пользователей определят к концу этого года. Основной разработчик нормативной базы - Минтранс и научный центр ГИБДД. Кстати, начальник этого ведомства, Михаил Черников, буквально указал на неправоту российских властей, разрешивших и фактически закрывших глаза на появление электросамокатов в стране. Ведь скорость некоторых образцов страшно далека от пешеходной.

- Должна ли быть предусмотрена у водителя электросамоката такая же ответственность как у водителя автомобиля несмотря на то, что на днях верховный суд постановил, что им запрещено пользоваться дорогами общего пользования и это означает, что он должен ехать по тротуару. В это случае, если он сбивает человека с последствиями, какая ответственность!?

Денис Саланин, руководитель сервиса кикшеринга Busy-Fly: "Ответ на этот вопрос связан с категорией транспортного средства, которым управляет человек. Давайте сравним. Автомобиль обладает высокой скоростью, мощностью и так далее. Соответственно нанести урон можно гораздо более серьезный. Электросамокаты, среди них тоже есть монстры которые разгоняются до 100 километров в час, но мы говорим не об этой категории. Для наших самокатов, которые катаются 25 км в час и весом они до 30 кг, вряд ли стоит выставлять те же требования, как и у автомобилистов, хотя бы потому, что они обладают меньшим риском и опасностью. На мой взгляд. А если вдруг, то ответственность должна быть, но не приравнивать, это не совсем адекватно".

Формально, отдача электродвигателей большинства таких самокатов составляет 249 кВт, именно поэтому, с точки зрения действующих положений, водительские права здесь не требуются. Но почти у всех моделей устройств есть и так называемая пиковая мощность, которая достигает 1,5 кВт и позволяет ехать значительно быстрее 25 км/ч. Эксперты спорят в деталях, но едины в одном - все электросамокаты необходимо окончательно признать транспортным средством.

- Все ли, на ваш взгляд, имеют право управлять!? Должен ли быть какой-то возрастной ценз или по здоровью. Ведь сдают же медкомиссию водители, или это не из той оперы!?

Денис Саланин, руководитель сервиса кикшеринга Busy-Fly: "Требования должны быть, но минимальные, базовые. Конечно, человек должен быть от 18 лет, он должен отвечать за свои поступки на правовой платформе и он должен быть дееспособен. И, конечно, не под воздействием алкоголя или еще чего другого. Во всех остальных случаях это должен быть доступный и понятный вид транспорта и ограничения самыми базовыми должны быть".

Вообще, еще осенью 2019-го Минтранс подготовил законопроект о средствах индивидуальной мобильности, где и вводится понятие нового вида транспорта - СИМ. Это роликовые коньки, скейтборды, гидроскутеры и электросамокаты. Причем наличие электродвигателя - тут не обязательное условие. Мускульная энергия человека как таковая тоже учитывается. Прописано четко: управлять ими могут лица старше 14 лет. Утвердить этот вариант не получилось - ведь для этого надо перелопатить все принятые правила дорожного движения.

- На ваш взгляд, берем именно Владивосток, тот же рельеф, у нас есть конфликт между самокатчиками и пешеходами и водителями!?
- Так как эта история инновацонная, я думаю, что этот конфликт присутствует всегда и во всех городах. Когда что-то новое входит в нашу жизнь, воспринять это бывает сложно. И, безусловно, первая стадия привыкания проходит через конфликт. Его не принимают ни водители, ни пешеходы, но зачастую сами пользователи создают этот конфликт. Пользователи бывают разные и многие ведут себя некорректно, что и приводит к конфликтам, и, к сожалению, эту стадию надо пройти, и это происходит во всех городах. В последствии привыкают все, и выравнивается. Становится более понятным и простым, и люди знают, как этим пользоваться. Но, добавлю, так как наш рельеф специфический, то во Владивостоке, скорее всего, привыкание будет идти сложнее и конфликтов будет больше, не так быстро они уйдут. У нас мест для комфортного сосуществования все-таки меньше. Но есть в этом и плюсы. Такие вещи создают предпосылки для создания более комфортной городской среды и задумываться о средствах малой мобильности.

Идей и обсуждений много, а воз, точнее самокат, и ныне где-то в правовом тумане. Ведь законодатели, Минтранс и ГИБДД не могут определиться даже в необходимости открытия специализированных курсов вождения модной техники. Если да, то какой статус должен быть у обучающих и надо ли выдавать диплом или какой другой сертификат отсутствующего образца!?

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Ваша оценка данного материала:

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.