"Уроки краеведения Приморья": "Потомки Дерсу Узалы" - гольдская община "Родник"
Специальный репортаж Ольги Катренко.
Кто они, люди, живущие в арсеньевских местах? Их предки знали или могли видеть самого путешественника, или его спутников. А кому-то легендарный, но самый настоящий проводник сразу нескольких экспедиций Владимира Арсеньева приходится прямым родственником. Владимир Чамбайшин - из таких. Как встретимся со старейшиной гольдовской общины на Аввакумовке, обязательно к этой теме возвращаемся. А встречи наши пусть не частые, но очень тёплые. То мы вместе лепим пельмени, их человек знающий называет — тёзы. Там начинка необычная.
А то и просто дышим речным, наполовину все же морским воздухом, смотрим на широкую в устье Аввакумовку. То был июль, холодный как обычно в этих местах. Теперь теплый сентябрь, но тайфуны, циклоны - только-только успокоилась река.
Владимир Чамбайшин, старейшина гольдской семейной общины: «Очень сильно изменнилось. Мне эта память дорога, потому что мои предки общались напрямую с ним, даже были проводниками. Он у моих дедов гостил. Эта тема мне близка и потому, что мы снимались в этом фильме японского режиссёра Акиры Куросавы «Дерсу Узала». Национальные одежды надевали».
Гольды, они - потомки Дерсу Узала. Гольдская община «Родник» с давних пор держит на протоке Аввакумовки рыбачий стан. И не надо удивляться, есть в рядах общинников и русичи, лишь потому, что жизнь в России, на её Дальнем Востоке, сводит вместе людей разных национальностей. Вот, Михаил Чамбайшин — у него русская супруга Татьяна, а это Стёпа, вместе с мамой влившийся в большую гольдовскую семью. За пару лет подрос, стал больше смущаться.
Хотелось передать эту непосредственность. Хотелось видеть отражение в чистых окошках рыбацкого домика. На нём ручной работы резные рыбы, птицы — все обитатели этих мест.
Ульян — еще один Аришкин старший брат. Вот они, вместе со Стёпой и старейшиной рода, дедом Володей Чамбайшином, в 2020-ом, готовятся к выходу в море. Спускают на воду плоскодонку, расправляют сети.
Владимир Чамбайшин, старейшина гольдской семейной общины: «Снасти другие были, и было как-то свободнее. Спокон веков, сколько я знаю, и у деда, прадеда. Только участок у нас по Уссури был, Чугуевский район, клан были, а до кланов единый материк с Сахалином, чжурчжени, айны — по материнской линии Пенчены и двоюродные Тунлян, а по отцовской Чамбайшин. Я - настоящий гольд, и Дерсу Узала — наши дальние, дальние предки».
И Аввакумовку видел Дерсу. Аввакумовка - здесь истиное море. И само оно в двух шагах, пяти минутах на быстроходном катере. Идём в залив Святой Ольги.
Берега эти Арсеньев впервые разглядел в начале 20-го века, немного раньше пришёл, чем прибыли первые переселенцы. В Ольге статьи и рассказы об этом пишет Елена Назарова. Она работает в местном краеведческом музее.
Елена Назарова, краевед, публицист: «Владимир Клавдиевич Арсеньев бывал здесь неоднократно, говорят, что даже до 1906 года со своей охотничьей командой он со стороны нынешнего Лазовского района заходил в Ольгу. У нас нет подтвержденных данных, говорят, в дневниках где-то есть, но то ли они утеряны, то ли в военном ведомстве находятся...»
На самом деле, опубликованы эти данные в начале 20-го века, в записках Амурского географического общества. И переиздавались вплоть до революции, просто почти не сохранилось экземпляров.
Елена Назарова, краевед, публицист: «А самая большая экспедиция 1906 года и начиналась из Ольги. Арсеньев — личность легендарная и значимая в нашем крае. Я очень много лет собирала данные, где он был, куда ходил здесь в окрестностях он был в экспедиции. Везде разные даты — мы часто путаем его художественные произведения и его дневники. На самом деле он пришел сюда 30-го июня 1906 года, по дневникам. Мне очень нравится, как он рассказывает, как они спустились еще в начале путешествия, как они шли к Ольге. Они шли по Аввакумовке, в Пермское, не буду говорить известные факты, они наконец пришли к нашему морю, сели на берегу и с удовольствием смотрели на бегущие волны»
Море в циклоны заносит рыбацкие берега белым роскошным песком. Так и в этот раз — пальм не хватает. Но гольды потеряли все свои причалы. И только Аришке раздолье. Съезжает по барханам прямо в реку.
Лодка — значит Ульян и Стёпа привезли симу. А отец и дед будут её готовить, как это принято у гольдов, на углях. И обязательно развесят тушки вялиться, вот так.
Неспешная жизнь на арсеньевском пути, как поступь местных лошадок. В Молдавановке конюшня, и сейчас рыжие и пегие спины, выстраиваясь друг за другом, как раз туда движутся. Следом едем и мы, и хозяйка табуна, Оксана — пасёт цивильно, на машине.
Едем вдоль той самой, из дневников известной арсеньевской тропы, и останавливаемся на бурной после циклона речке с порогами-водопадами.
Ольга Катренко: «А это один из притоков Аввакумовки, где снимали сцены из фильма «Дерсу Узала» знаменитого японского режиссера, Акиры Куросавы. Сёмочная группа находилась на том берегу, а тигр, встреча с которым здесь и была по сценарию, вот здесь. И поймали его в селе Мельники Партизанского округа».
Хищника, по рассказам мельниковских стариков, ловили специально для кино, и ловили, конечно, же известного тигра. Не ручного, но калач он был тёртый, охотников не боялся. И после съёмок спокойно ушёл в тайгу. Правда то или нет? Вымысел и реальность в тайге переплетаются незаметно. Как и само восприятие людьми человека по фамилии Арсеньев.
Уж ей ли не знать, по чём фунт лиха? Ребенок войны - Надежда Васильевна Ваганова. Всю жизнь проработала поваром - готовила для ребятишек из сельского интерната. У рыбаков, охотников много было детей раньше. Это сейчас одни старики в тазовской Михайловке. И стихия разрушительнее. И человек стал злым, подмечает бабушка Надя.
Аввакумовка шумит, наверное, как сто лет назад. Пусть она и меняет русло, но всё же это больше человеческих рук дело. И сопки стоят как стояли. Пусть и не стало на них кедра. Но живёт память, вплетается в жизнь легенда. И человек поднимает иногда потертые тома с дневниками, старинными картами. Загорается целью прошагать по арсеньевскому пути.
Счастливый неведением, наполненный историями, он начнёт сравнивать, как мы. Но точно не будет разочарован.