История Владивостока – в трещинах: Миллионы бюджета тратят на фальшфасады
Миллионы на фальшивые фасады. А историческое наследие в трещинах. Владивосток прикрывают нарисованной архитектурой. Еще больше зданий теперь спрятаны под баннерами в центре столицы. Откроют ли занавес, на какой шаг готово правительство и как выглядит город на самом деле?
Репортаж Татьяны Дубко.
Анатолий Мельник, архитектор: «Здание это помню столько, сколько себя. Очень интересное».
Экс-главный архитектор Владивостока Анатолий Мельник ностальгирует. Бывший корпус Политена на Алеутской запомнил другим. Сегодня здание заброшено, потихоньку рушится. С недавних пор прикрыто полотном.
Анатолий Мельник, архитектор: «Меня баннеры не смущают. Позволяет придавать зданию более менее вид приличный. Это как временное решение».
Временное легко становится постоянным. Особенно, если город в центре внимания. Пример выше по улице
Двухэтажка с мансардой на Адмирала Фокино, 12 — здание с богатой историей. Ему больше века. Здесь был первый театр города, кабаре, Дом революционной обороны. В 2016-м окончательно опустело после пожара. И чтобы не смущать гостей, в прошлом году перед Востоным экономическим форумом здание одели в фальшасад. Снаружи красиво, но вот так выглядит настоящее лицо.
Не вписался в портрет столицы и деревянный дом на Семеновской, 5А. Заколченные окна, покосившиеся стены - это все с черного хода. Из прошлого столетия шлет привет Колчак, теперь затаившийся под фальшфасадом.
А на Светланской, 12 уже не раз латали баннер. Но вот-вот ждут капитальных вложений.
Наталья Борисова, ведущий специалист-эксперт пресс-службы УФССП России по Приморскому краю: «У нас готова проектная документация, согласно которой, все ремонтные работы по реставрации объекта культурного наследия запланированы на 2023 год».
Впрочем, желание занавесить появляется не только в центре.
С гостевого маршрута неожиданно среди высоток открывается вид на цветущий дворик в духе Прованса. Но лишь стоит поменять ракурс, и французское настроение улетучивается. За нарисованным уютом скрываются горевшие в прошлом году павильоны Некрасовского рынка.
К напечатанной архитектуре горожане относятся настороженно.
Обеспокоены и некоторые эксперты. Баннеров с каждым годом больше, а реставрация на паузе.
Виктор Шалай, директор Музея-истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева: «Если фальшфасад висит больше 2 лет, значит проблема с реставрацией, а может и способ подзабыть на некоторое время».
Зато у типографий жаркий сезон. Широкоформатной работы хватает.
Роман Бабцев, генеральный директор рекламно-производственной компании: «Если большие изделия, мы их склеиваем. Чаще к ВЭФу занавешивается».
В этом цехе печатали и баннер для особняка Жарикова, больше известного как Горьковская библиотека. Светланская, 119 — чемпион по ожиданию реставрации. В этом году бюджет потратил почти миллион, правда на ремонт фальшфасада.
- Почему так дорого?
Евгений Боровский, директор Группы компаний «Абарот»: «Сложности решения: огромное полотнище, сам материал дорогой и работа дорогая».
То что скрыто от глаз, исчерчено трещинами. Здание заброшено больше 15 лет. Спасать историческое наследие за свой счет желающих особо нет. Арендатора продолжают искать. В правительстве края решили мотивировать ценой.
Виталий Лунёв, министр имущественных и земельных отношений Приморского края: «Установлена льготная аренда: 1 рубль за квадратный метр и срок 27 лет. За 7 лет должен новый арендатор привести в нормальный вид. Это поможет решить проблему, которая годами копилась. Могу сказать, что заявки есть».
Результаты аукциона объявят в октябре. Но ясно одно, восстанавливать особняк хлопотно и дорого. По примерным подсчетам понадобится около 250 миллионов рублей. И хорошие специалисты. А их в Приморье - дефицит.
Анатолий Мельник, архитектор: «У нас таких компаний очень мало».
Виктор Шалай, директор Музея-истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева: «А есть ли реставраторов, а не компании с лицензией? Большинство зданий Владивостока были отреставрированы 10 лет назад, к саммиту АТЭС. Как они реставрацию проводили? Если здание через 10 лет рушится».
Фальшфасады, как могут, держат лицо города и оттягивают время. Пока за нарисованными стенами незаметно рушится история.