Аграрии рвутся в "бой", но циклоны останавливают: будет ли Приморье с урожаем?
Не вышли в поля приморские аграрии. Трактора со всеми прицепными устройствами и в стопроцентной готовности с начала марта — пока остаются на машинных дворах. А ведь было солнце, прогрелась почва. И тут же то камчатский, то китайский циклоны.
Будем ли с урожаем в этом году? Специальный репортаж Ольги Катренко из Анучинского округа — о людях, рвущихся в бой и планах, которым лучше бы сбыться.
Так и сидят целыми днями — коленопреклонённые. Или бьют поклоны каждой бороне. А механизмы как будто и рады возможности побыть лицом к лицу с человеком, а не под ним…
Теперь я точно знаю, что такое оказаться внутри Зари, и это не какой-то там рассвет, а техника из Алтайского края. Конкретно эта Заря еще на очереди на ремонт, а впереди Денис Буторин готовит свою Зарю к выходу в поля, и первым делом, конечно же, на ранние зерновые.
Как и все его товарищи по сельхозкооперативу «Восход» и другим частям чернышевского аграрного предприятия, руководит которым известный на весь край специалист, Виктор Мищенко, тракторист Денис Буторин с нетерпением ждёт весенней вспашки. После традиционной зяби, как только собран урожай, самое то пройти по пашне с бороной. Главное, «конечностей» не терять!
Денис Буторин, механизатор: «За час 22 бороны, это получается 400 пальцев».
Рассматриваем трактор Дениса Николевича — Ростсельмаш чистенький, красивенький и, наверняка, рассчитанный под навигацию с помощью смартфона. А вот спрашиваешь самого механизатора, какая техника ему нравится, отвечает, не задумываясь.
Денис Буторин: «Наша хорошая, но импортная лучше».
Но и тут же в защиту своего железного коня выступает.
Денис Буторин: «Да, и наша справляется хорошо, в зависимости оттого, кто её делает. Вот, работаю на этой три года, нормально всё».
Вот только когда еще попадёт Ростсельмаш на нужные гектары? Март больше на календарный февраль похож. Во Владивостоке волнуется о сроках начала сельхозработ профильный министр, Андрей Бронц.
Андрей Бронц, министр сельского хозяйства Приморского края: «Приморская погода — она непредсказуема. Вроде как Гидромет сказал, что ранняя весна, поверили и погода поверила прогнозам Гидромета, вышли в поле, начали уже даже сеять, и пришёл снег с дождём. Да, сейчас приостановились по посеву, и обещают гребень холодный, переходящий опять в новый циклон, поэтому, наверное дней на 14 задержимся».
Руслан Глухов, который год восстанавливающий Берёзовскую мелиоративную систему, говоря по-простому, почти в одного, на свои гектары выходит в любую погоду. И сразу нескольких ипостасях. В кабину его КАМАза подсаживается сейчас наш оператор, Максим Малыгин — иначе до экскаватора, буквально втянутого в старый рисовый чек, не добраться.
Вот же удивительная способность советской техники — парни съехали с дамбы практически вертикально. И только сейчас выбираются на некое подобие дороги.
Максим: «А вы же получается потом пересаживаетесь?».
Руслан: «Сами грузим, сами возим».
Максим: «Я имею в виду, третьего нет коллеги?».
Руслан: «Нету. Другу позвонил, он мне второй день помогает, а так».
Что значит, упорство! База Руслана тут же, неподалёку. Он живёт посреди леса у самых чеков и мечтает сеять рис. Но не всё ладится, потому пока погоды нет, продолжает расчищать заросшие кривым кустарником поля. Сейчас — за штурвалом экскаватора.
Ковшом перелопатить все 900 березовских гектаров — он это может и сделает! Вот только на них будет заниматься пока бобовыми и кукурузой. Пусть и не приспособлены для этого десятки лет подряд заполняемые водой рисовые чеки. И ведь хотел в этом году сеять, хотел!
Руслан Глухов, глава КФХ: «Но как оказалось, семян у нас риса нет совсем! Обратился в институт, в рисоводчество, а там оказывается, 400 килограммов на весь край».
Андрей Бронц, министр сельского хозяйства Приморского края: «Мы потеряли что? Когда-то Пилипенко и Литвиненко, два фермерских хозяйства занимались семеноводством, сейчас мы их потеряли. Почему? Возраст! Люди уходят, молодёжь не подготовили, не было желающих. И сегодня можно сказать, что в рисоводстве нет тех людей из СССР. Надо сегодня растить с ноля. Вот правильно вы говорите, Глухов. Интерес у кого-то просыпается, но навыки некому передать, будем! Для этого приглашали сюда институт всероссийский риса, и будем теперь наставников брать из Краснодара».
Интересное рассказал министр, Андрей Александрович, в своё время именно приморцы учили всех рисовому делу. Кубань на приморском опыте выросла. Видно, пришло время отдавать долги.
Аграрии Анучинского займутся рисом вплотную, тем более, что в этом году решено увеличить его посевы. Культуры этой запланировано 1600 гектаров.
Ольга Катренко, Максим Малыгин, «Вести:Приморье».