Чеховская «Чайка» на фоне вмерзшего в лед Люцифера: премьера в театре ТОФ. Интервью

Театр Тихоокеанского флота впервые в истории театрального Владивостока поставил самую известную чеховскую пьесу. В этом году исполнилось 165 лет со дня рождения великого русского писателя и драматурга Антона Павловича Чехова. К этой дате на сцене драматического театра ТОФ во Владивостоке приурочена премьера спектакля «Чайка».

В студии — Анастасия Барабаш.

«Чайка» как «небожественная комедия»

Анастасия Барабаш:

– Сегодня у нас в студии главный режиссер драматического театра ТОФ Мария Яковина и художник-постановщик спектакля Екатерина Молчан. Меня зовут Анастасия Барабаш. Дорогие друзья, здравствуйте! Расскажите, как появилась идея этой постановки пьесы Чехова и почему именно сейчас?

Мария Яковина:

– Ну, что сказать… «Чайка» — это, как и любой спектакль, очень важная работа для нас. Есть хорошая традиция в театрах ко Дню театра выпускать премьеру, и какой материал, если не «Чайка», лучше подходит? Все началось с разговора с Сергеем Руденком – режиссером спектакля, с которым мы хотели поработать в этом сезоне. У нас задача — собрать всех режиссеров Владивостока для постановок в нашем театре, и Сергей один из них. В ходе общения он предложил этот материал. Мы подумали и решили, что ко Дню театра это отличная идея. Но важно отметить, что и ответственная: постановок «Чайки» было невероятное множество в самых разных интерпретациях. Нам хотелось сделать что-то свое, но сохранить классическую трактовку, разнообразив ее визуальными элементами, о которых расскажет Екатерина. Жанр мы обозначили как «небожественная комедия». Ведь хотя финал трагичен, Чехов называл эту свою пьесу комедией. Для нас это масштабная работа ко Дню театра, и я надеюсь, что зритель ее оценит по достоинству.

Анастасия Барабаш:

– Мария, вы уже затронули тему сложности постановки. «Чайка» Чехова уже больше 100 лет остается одной из самых востребованных, но и самых «неподатливых» пьес. В чем ее главная особенность и сложность для постановки?

Мария Яковина:

– Для меня Чехов всегда сложен. Герои «Чайки» очень человечны, их легко представить в наших реалиях. Сыграть Нину Заречную — мечта каждой актрисы, но это многогранный образ: в одних постановках она ангел, в других — провинциальная актриса с завышенными амбициями. Сложность в том, что Чехов не дает инструкций.

Каждый персонаж значим

Анастасия Барабаш:

– У Чехова ведь в этой пьесе нет явных главных героев — каждый персонаж значим.

Мария Яковина:

– Согласна. И это дает режиссеру простор для творчества – и свобода, и вызов: режиссер сам определяет, как расставить акценты. Впрочем, открою секрет, что главный герой нашего спектакля, как его поставил режиссер, – это Треплев.

Анастасия Барабаш:

– Екатерина, расскажите, как строится взаимодействие художника-постановщика с режиссером? С чего начинается ваша работа?

Екатерина Молчан:

– Мы работаем в тесном контакте, почти круглосуточно. Изначально все начинается с погружения в пьесу. Затем я ищу визуальное решение, соответствующее замыслу режиссера. Утверждаем концепт, детализируем костюмы, декорации, реквизит.

Анастасия Барабаш:

– Мария, вы упомянули, что спектакль классический, но с элементами новизны. Сохранили ли временной период пьесы?

Мария Яковина:

– Время и место условны. Визуальное решение Екатерины добавляет вневременности. Мы не указываем конкретный год, но через декорации и костюмы передаем чеховскую философию. Это не бытовая история, а размышление о вечном.

Хрустально-ледяной мир «Чайки»

Екатерина Молчан:

– Для «Чайки» мы создали хрустально-ледяной мир на: стекло, холодные текстуры, приглушенные цвета. Все действие «Чайки» происходит на берегу ледяного озера Коцит в 9-м круге дантова ада, где томятся души грешников, отступников, предателей… Даже на нашем заднике изображена фреска с по пояс вмороженном в лед Люцифером. Этот стеклянно-ледяной мир, который мы создаем на сцене, – метафора хрупкости человеческих отношений, мечтаний и надежд. С технической стороны было сложно, но команда театра справилась блестяще.

Анастасия Барабаш:

– Екатерина, художник в театре всегда подчиняется режиссеру? Есть ли пространство для самостоятельности?

Екатерина Молчан:

– Зависит от режиссера. С Сергеем Руденко нам легко: мы на одной волне. Он доверяет моим идеям, я приношу эскизы — и мы сразу находим общий язык. Здесь у меня был творческий простор, хотя рамки заданы классическим подходом.

Анастасия Барабаш:

– Мария, расскажите об актерском составе. Кто играет ключевые роли?

Мария Яковина:

– Аркадину играет Юлиана Белаж — мастер глубоких драматических ролей. Нину Заречную — молодая актриса Лиля Коломейцева, известная по спектаклю «Вечно живые». Треплева играет Евгений Шакиров. Распределение ролей продумано: Сергей учитывал характер актеров. Это будут серьезные работы с погружением в персонажей. У нас состоится пресс-конференция, на которой Сергей Руденок расскажет все свои замыслы.


Анастасия Барабаш:

– На какую аудиторию рассчитан спектакль?

Мария Яковина:

– Мы участвуем в программе «Пушкинская карта», чтобы привлечь молодежь. Но материал вечен — он заинтересует всех, кто ценит классику. Это история для максимально широкой аудитории.

Анастасия Барабаш:

– Екатерина, что самое сложное в работе художника-постановщика?

Екатерина Молчан:

– Для меня сложностей нет. Есть задача превратить идею в сценическую реальность и ее нужно выполнить. Бывает, мастера смотрят на эскиз и спрашивают: «Как это сделать?» Мой девиз: «Нет невозможного». Нужно экспериментировать, искать решения. Интересно создавать то, чего раньше не было.

Мария Яковина:

– Екатерина, на самом деле, большой профессионал. Она как художник-постановщик оформила огромное количество спектаклей в нашем театре. И каждый раз, когда идет работа над очередным спектаклем, она представляет худсовету макет декораций, выполненный ее собственными руками. И это всегда ярко и творчески, но не всегда понятно, какими техническими средствами это можно реализовать… пока Екатерина все не объяснит.

Все началось с читки

Анастасия Барабаш:

– Мария, как долго шла работа над постановкой?

Мария Яковина:

– Встретились мы с Сергеем летом 2024 года, приступили к читкам в октябре, тогда же утвердили эскизы. Активная подготовка – изготовление костюмов и декораций – заняла полтора месяца. Актеры погружены в репетиции — каждый день с утра до вечера.

Анастасия Барабаш:

– А как, к слову, они справляются с поставленными задачами?

Мария Яковина:

– Материал действительно сложный, этапный для каждого артиста. Но давайте мы спросим об этом у них самих попозже, на пресс-конференции.

Мария Яковина:

– Почему Чехов назвал «Чайку» комедией, несмотря на трагичный финал?

Мария Яковина:

– Для Чехова, как мне кажется, комедия — это самый серьезный драматургический жанр, где смех становится инструментом осмысления жизни. Да, финал печален, но путь к нему наполнен иронией, абсурдом. Это сложный жанр, требующий от зрителя не только эмоций, но и рефлексии.

Анастасия Барабаш:

– Есть ли страх перед премьерой? Ведь «Чайку» часто не принимают с первого раза.

Мария Яковина:

– Волнение есть всегда. Но мы впервые делаем нашу, приморскую «Чайку» — классическую, но с нашим почерком. Сергей Руденко известен яркими решениями, но в этом спектакле он, как мне кажется, сохранил чеховский дух. Уверена, зрители оценят.

Анастасия Барабаш:

– Когда состоится премьера?

Мария Яковина:

– 27 марта, в День театра, и 28 марта в 18:30, 29 марта в 18-00. Приглашаем всех! Это будет красиво, интересно, продуктивно для сердца и ума.

Анастасия Барабаш:

– Надеюсь, что «Чайка» останется в репертуаре надолго.

Всего доброго и спасибо, что были с нами!

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]
Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.