Творческая мастерская Елены Гуляевой "притаилась" в лабиринтах владивостокской Миллионки
Владивосток, лабиринты Миллионки. Среди офисов и квартир притаилась миниатюрная мастерская художника. Почти каморка папы Карло. Тот самый творческий беспорядок - из тех, который весьма интересен любопытен каждому сюда входящему.
С хозяйкой этого уютного балаганчика наводит легкий марафет, скажем честно - для галочки - и освобождает 4 квадратных метра площади под рабочее пространство. Елена Гуляева все новогодние праздники с подружками, тоже художниками, вручную расписывала коллекции елочных шаров. И успела соскучиться по другой стороне своего мастерства.
Вся эта суета происходила на праздничных каникулах. Для творцов это время рабочее, время созидательное. Душа требует чего-то необычного, теплого, может быть даже пушистого. А может дело не в празднике а в том, что зима за окном!? Думали писать что-нибудь про Новый год, но есть такая штука, ее нельзя потрогать - только ощутить, название которой - «настрой художника». Сегодня у Лены Гуляевой есть потребность написать первый в наступившем 2026-ом портрет. В нестандартном стиле. Впервые в жизни берем на себя роль натурщика.
Пора за холст и кисти браться. Выбираем фактурный лист, готовим краски, но беседы «ни о чем да обо всем» тем не менее продолжаются.
С Леной знакомы давно но пересекаемся крайне редко. Познакомила нас обоюдная встреча с Сергеем Черкасовым и совместный выезд на пленэр на маяк Басаргина. Было это лет надцать назад. Елену Гуляеву в городе знают, особенно творчески настроенные горожане и институции - в театрах, музеях, арт-кафе, подвальных балаганчиках. Публика ждет ее новую персональную выставку, но они по заказу не делаются, картины ведь пишут, а не штампуют. Хотя бывают случаи, когда они создаются в момент. Некоторые работы рождаются во время семейного застолья.
- Этюд сделала такой быстрый. Тут мама. Это я, дочь, мои сыовья. Тут мужа нет, он как раз в море был.
Для Елены зима должна быть зимой. Новый год где-нибудь в Тайланде - это не про нее. Говорит, это генетическая память.
- Снег, елочка..
О том, о сем.. И даже про содержимое мастерской художника. Обязательный атрибут - обрезки пластика с ближайших мусорных куч. Да, художники, бывает, не могут пройти мимо, взгляд не воротят, а наоборот- присматриваются. Не изящество в мусорных контейнерах и вокруг они ищут, а полезное для работы вторсырье. Из пластиковых обрезков или очень плотного картона с каким-нибудь покрытием хорошие палитры получаются. Или пластиковые баночки от майонеза - тоже сокровище. Для воды, развести в них чего. И когда это все приносится сюда, в мастерскую, оно тут же перестает мусором быть, это инструментарий художника.
Все мы - жертвы прогресса. Он, конечно, человечеству нужен, без него нам никак. Выясняется, что творцам он - не подмога, но помеха. В том числе и этому на своих мастер-классах обучает Елена Гуляева деток. Они приходят к ней на уроки искусства. Давно наука говорит - творческий ребенок лучше усваивает и остальной школьный материал.
Художник — персона увлеченная. Для него вполне нормально в момент созидательного транса чего-нибудь не заметить, уйти в себя. Быть может после подобных случаев и возникают у обывателя мнения, что художники - народ со странностями!? А если со стороны посмотреть на себя? А может мы все со странностями. Например, с точки зрения художника - неужели нельзя спокойно посидеть полтора часа и не вертеться на стуле как юла?! Вывод первый, второй и третий - натурщик тоже бывает не от мира сего.
Елена любит когда светло и много цветов. Краски закатов и рассветов. Не любит много зеленого, деревья она видит фиолетовыми. Любит выезжать на природу в районы восточного побережья Приморья. Говорит, что оттенки окружающего мира там фантастичны, что мы, кстати, подтверждаем.
- Ну, конечно же. Серов - мой любимый художник. Моне, импрессионисты все. Ренуар. На них смотришь и отдыхаешь. Помню, была в Пушкинском музее на выставке импрессионистов. И я вышла окрыленная, счастливая. И пошла в музей Глазунова. А там у него батальные сцены и так далее. И там картина есть огромная. Мне стало так плохо там. И я вышла. Нельзя мешать. Но мы то из другого города, когда нам за день надо посмотреть много. Это люди в Москве могут пойти в Третьяковку и посмотреть одну картину. Я бы так хотела, чтобы одну картину посмотреть, как художник добился такого цвета, приемы.
Собственно, про портреты - оказывается, сейчас это тренд. Кто-то заказывает по фотокарточке, кто-то честно сидит и позирует. И для многих, оказывается, это сложно. От вас не требуется замереть как истукан, нет. Но и расхаживать по мастерской и постоянно вертеться тоже не правильно. Для некоторых натур быть натурщиком — та еще мука.
Елена строит планы на бухту Валентин. Это ее место силы. Побывав и пописав там однажды, кстати, во время наводнения, она влюбилась в те берега и бесконечный морской горизонт. В путешествиях художник заряжается. Как и каждый из нас.
Финальный момент для многих художников очень волнителен. Ведь многие хотят, чтобы портрет понравился оригиналу. А разве это правильно? Ну почему художник обязан написать так, чтобы натурщик был в восторге? Конечно же нет. Золотое правило для тех, с кого портрет писать будут - не думайте о финале и в мыслях, чтобы никаких ожиданий. Творец увидит в вас что-то свое и воплотит этот образ на холсте. Что касается нашего случая - кажется, попадание в точку. Как раз с таким взглядом, куда-то в пространство, находясь где-то не здесь, оригинал и живет. Его мысли всегда надо в кучу собирать и по полочкам раскладывать. Иначе разлетаются они на все стороны горизонта, не соберешь потом. Кстати, чаще всего именно так и происходит.
Максим Каленник. "Вести: Приморье".